Кризис трех лет, или по-другому кризис "я сам" - отличное время, чтобы начать воспитывать ребенка быть самостоятельным. В этот период у малыша появляется потребность самоутвердиться в этом мире, стать более независимым и самостоятельным. И это становится жизненно необходимой потребностью. 

Некоторые родители намеренно игнорируют эту потребность, так как: «Он же еще совсем маленький. Вот подрастет, тогда и сам будет есть, одеваться, выбирать, во что поиграть и т.д. А сейчас у него для этого я! Негоже лишать ребенка детства». Но когда наступит этот «подрастет»? В 7 лет? В 10? Или в 18? 

Другие не могут учить малыша самостоятельности, так как у них на это нет времени: «Сейчас мы опаздываем, поэтому одену-ка я тебя сама и покормлю с ложечки. А вот потом будем учиться!» И так каждый день. 

Действительно, чтобы научить малыша самостоятельно одеваться, есть, убирать свои игрушки, потребуется много времени. Но лишая малыша независимости и самостоятельности, родители рискуют вырастить инфантильного и неуверенного в себе человека. 

Что нужно делать, чтобы ребенок был самостоятельным?

Психологами и педагогами был разработан ряд правил, следуя которым, родители смогут воспитать самостоятельного ребенка: 

1.Превратить свой дом в развивающее пространство

Сделать это не так уж и сложно. С одной стороны, дом должен быть безопасным для малыша, поэтому все опасные, острые предметы и бытовую химию необходимо убрать повыше. А с другой стороны, дом не должен ограничивать ребенка: пусть у него будет возможность свободно передвигаться, заглянуть во все ящики, шкафы, посмотреть хранящиеся там предметы, потрогать их. 

Кроме того, у ребенка должно быть свое место в доме, свой рабочий стол, свой шкаф и свои вещи, которыми он может распоряжаться по своему желанию. Можно обустроить ему полку в ванной, чтобы он мог самостоятельно умываться. Можно выделить ему полку на кухне, где будет храниться его личная посуда, 2-3 вида перекуса (печенье, батончик и булочка, например), чтобы он мог самостоятельно поесть, когда почувствует голод. 

2. Перестать помогать в делах, которые малыш уже умеет делать самостоятельно 

Как бы сильно душа и тело не стремились помочь и сделать все за ребенка, нужно вовремя останавливать себя. Годовалый малыш может есть вилкой или ложкой, пусть не идеально, но все же сам. В 1,5-2 года ребенок может самостоятельно снимать шорты, юбки, футболки, кофты. В 3 года малыш сам может натянуть на себя колготки, штаны, кофту, верхнюю одежду.

Пусть он тужится, пыхтит и сопит, но пытается делать это самостоятельно. Если после нескольких попыток малыш просит помощи, то делать надо не вместо него, а вместе с ним. 

3. Как можно чаще предоставлять ребенку возможность выбирать

Неспособность принять решение - это беда многих возрослых. А корень этой проблемы лежит в детстве. Мама выбирала одежду, игрушки, кружки и секции. Бабушка решала, чего и в каком количестве хочет съесть ее внук,  сколько нужно добавки. И хорошо, если на этом «любовь и забота» заканчиваются. Ведь некоторые родители выбирают, с кем их детям можно дружить, куда поступать, с кем брак заключать. А потом удивляются, почему их «ребенок» в 25 мало отличается от овоща.

Поэтому важно как можно чаще давать ребенку возможность выбирать. Пусть повседневная одежда лежит в доступном для него месте, чтобы, собираясь на прогулку, он мог сам выбрать, что ему надеть. Даже если он выберет несочетающиеся между собой желтую футболку, зеленые штаны и красные носки. Пусть в холодное время года он, почувствовав, что у него замерзли руки, сам попросит помочь одеть ему перчатки. В магазине при совершении покупок можно предложить ему выбрать из 2-3 альтернатив. 

4. Давать ребенку столько времени, сколько ему потребуется 

В силу своего возраста и физического развития, ребенок проделывает даже какую-либо простую операцию гораздо дольше, чем взрослый. Но чем чаще он будет проделывать одно и то же действие, тем быстрее и лучше у него будет это получаться. Поэтому не стоит спешить что-то делать за него. Конечной, если мама оденет ребенка, то на сборы уйдет гораздо меньше времени. Но и малыш дольше будет учиться.

Если родители хотят, чтобы их ребенок в коечном итоге стал зрелой, самостоятельной, гармонично развитой личностью, то нужно запастись терпением. И фразы "дай, я лучше сама сделаю" не должно произноситься при ребенке. 

5. Пусть ребенок станет помощником

Многие родители стараются заниматься домашними делами во время отсутствия или сна ребенка, так как он не отвлекает и не мешает. Да, так делать действительно удобно. Но не стоит забывать, что приучить ребенка помогать взрослым в 2 года проще, чем в 10. 

Поэтому нужно стараться как можно чаще привлекать ребенка к уборке дома, к приготовлению пищи, к работе на дачном участке. Да, так работа по дому будет требовать больше времени, но ребенок получить кучу знаний и навыков, которые ему пригодятся в будущем. 

По мере взросления можно возлагать на ребенка домашние обязанности, которые ему под силу. Например, опрыскивать цветы, протирать пыль в своей комнате, накрывать на стол. Так малыш с детства научиться уважать и ценить труд, и, с большой вероятностью, не вырастет бездумным потребителем. 

6. Помнить, что ребенок имеет право ошибаться 

Когда ребенок учиться делать что-то новое, и при этом допускает ошибку - это нормально. Он может уронить, пролить, надеть задом наперед. И прежде чем ругать, критиковать или делать замечание, стоит подумать: а все ли у взрослых всегда получается с первого раза без ошибок? 

Чем меньше критики и больше поддержки, тем быстрее ребенок научиться осознавать свои ошибки и избегать их. 

Принципы организации домашней среды

Домашняя среда должна быть обустроена таким образом, чтобы ребенку было предоставлено как можно больше независимости: 

  1.  Поставить удобные шкафчики, вешалки, крючки, чтобы ребенку было проще самостоятельно доставать и убирать одежду. 
  2. Покупать одежду с удобными застежками, липучками, пуговицами и т.п. 
  3. Игрушки, книжки, предметы для творчества должны всегда находиться в свободном доступе, чтобы ребенок мог сам их достать и убрать. 
  4. Обустроить сан узел таким образом, чтобы ребенок без труда мог достать до крана, воспользоваться средствами гигиены и полотенцем. 
  5.  Горшок или насадка для унитаза тоже должны быть в свободном доступе. 
  6. Тряпки, веник или щетка должны быть тоже доступны для ребенка, чтобы он всегда мог убрать за собой. 

В конце хотелось бы отметить, что самостоятельность - это первый шаг на пути к ответственности. А вот ответственность -  это черта, присущая сильной личности. Если родителям хочется, чтобы их ребенок стал сильной личностью, то воспитывать в нем самостоятельность необходимо в раннем возрасте.