Безопасно ли брать еду с собой

Путешествие на поезде обычно длится довольно долго, но оно более комфортабельно, чем, например, поездка на автобусе, и для многих людей более предпочтительно, чем авиаперелеты. Тем не менее, порой путь до места прибытия занимает 3-4 дня, а самый длинный железнодорожный маршрут в мире (Москва – Владивосток) длится более 144 часов (6 суток). Холодильников в купе и плацкартах, как правило, нет. Следовательно, сохранить домашнюю еду в свежем виде в условиях вагона поезда практически невозможно, а портативные сумки-холодильники способны продлить жизнь продуктов максимум на один день.

Некоторые распространенные блюда нельзя брать с собой даже в дорогу, занимающую всего лишь сутки. Например, любые салаты, заправленные сметаной, нежелательно есть уже через 2-3 часа. Майонез в этом случае, хоть и не принесет особой пользы для здоровья, но более предпочтителен для заправки блюд, ведь консерванты в его составе продлевают жизнь продукта еще на несколько часов. И все же, уже через 5 часов майонезные салаты, хранившиеся без холодильника, желательно выкинуть. Но ни сметана, ни майонез не подходят для заправки салатов из свежих овощей: перемешанные помидоры, огурцы и другие овощи в сочетании с заправкой выделяют сок, и свежий продукт становится несъедобным уже через 2 часа.

Сыр при комнатной температуре портится через пару часов, а вот колбасы и некоторые мясные деликатесы (особенно копченые) сохраняют свою свежесть более 5 часов. Термически обработанное мясо обладает примерно таким же сроком жизни. О морепродуктах, запеченной и жаренной рыбе в поезде желательно забыть. Сушеную рыбку тоже следует исключить из дорожного меню, как и любые продукты, запах которых надолго остается в помещении. Насладившись рыбой в течение одного дня, вы будете «наслаждаться» ее запахом всю оставшуюся дорогу. К тому же сильно соленая еда пробуждает жажду, а тащить с собой в вагон баклажки с водой обычно не принято.

К продуктам длительного хранения, не теряющим свою свежесть неделями, относятся орехи, сухофрукты, пастила, мед, консервированное в банках мясо и овощи, продукты быстрого приготовления, хлебцы и сухари. Но на одних консервах и сухих продуктах можно подпортить себе желудок. Еще одним выходом из ситуации является посещения различных торговых лавок и буфетов на остановках. Однако, чтобы дойти до ближайших ларьков и купить там что-то, требуется несколько десятков минут, а время остановки не всегда этому предрасполагает, да и в качестве придорожной еды не всегда можно быть уверенным. Следовательно, стоит задуматься о посещении специального заведения в поезде – вагона-ресторана.

Как работает вагон-ресторан

Вагоны-рестораны есть практически во всех поездах дальнего следования, но следует заранее уточнить информацию о его наличии в вашем поезде при покупке билетов, к тому же полезно заранее узнать и номер вагона-ресторана. Вагон-ресторан – это отдельный вагон, оборудованный комфортабельными сиденьями и удобными обеденными столами, плотно прикрепленными к полу. Кроме столовой зоны, в вагоне, конечно же, есть кухня, оборудованная холодильником, плитой, рабочим пространством (столешницами) и раковинами. Электрическая техника (плита, холодильник, чайник, кофе-машина) в передвижном ресторане работают за счет электроэнергии поезда.

Режим работы вагонов-ресторанов в разных поездах обычно стандартен – с 8 утра до 24 ночи. Иногда ресторан работает до последнего посетителя, но это уже дело случая. В течение дня могут быть несколько небольших (по 30-40 минут) перерывов, в которые будут проводиться санитарные мероприятия и тщательная уборка. Некоторые фирмы, обслуживающие вагоны-рестораны, предпочитают другой график работы: несколько часов на завтрак, обед и ужин с длительными перерывами между ними. Поэтому расписание ресторана следует узнать заблаговременно.

Штат сотрудников вагона-ресторана обычно насчитывает не более 3-4 человек: повар, помощник повара, официант и мойщик посуды. Повар в вагоне ресторана работает по принципу «заказ-блюдо», то есть после заказа придется некоторое время подождать, особенно если кроме вас в вагоне находится много людей. Средняя вместимость вагонов-ресторанов – 40-50 человек.

Меню и цены

Разумеется, в поездах дальнего следования существует множество повышенных требований к свежести и качеству приготовленной еды. Как правило, в меню вагонов-ресторанов РЖД представлены привычные российским гражданам домашние блюда. На завтрак чаще всего предлагают каши, бутерброды с белым хлебом, вареные яйца и яичницы, чай и кофе. Нередко несколько блюд, типичных для завтрака, объединяют в комплексные наборы, которые обойдутся в 300-500 рублей и более.

На обед обычно предлагают исконно русские щи, солянки, борщи, бульоны, рагу, гуляши, сосиски, белый хлеб и салаты из свежих овощей, а из напитков – чай, кофе и какао. Опять же в большинсвте ресторанов есть вариант заказать комплексный обед (бизнес-ланч), но блюда можно заказывать и по-отдельности. Цены на обеды уже кусаются сильнее и могут доходить до 1000 рублей за несколько блюд.

На ужин пассажирам предлагается множество сытных мясных блюд – отбивные, тушеное мясо, шницели, запеченная и жареная рыба, мясные субпродукты, запеченный картофель, колбасы, сырные нарезки, свежие овощи и т.д. Ужины преимущественно стоят дороже всего, средняя цена за салат и одно мясное блюдо – 900-1000 рублей. Если пассажиры захотят порадовать себя бутылочкой сухого красного вина на ужин, то можно смело добавлять 3-5 тысяч к общему чеку.

Таким образом, в ресторане поезда эти привычные, и, на первый взгляд, не такие уж и дорогие блюда, будут как минимум на 50% (а то и на 100%) дороже, чем в обычных городских столовых. Простому пассажиру это не всегда понятно, поэтому вагоны-рестораны не очень-то популярны в российских поездах. Тем не менее, высокие цены на продукты питания просто необходимы, чтобы обеспечить функционирование всех систем, связанных с хранением и приготовлением качественной пищи в условиях долгой дороги.

Чем отличается от кафе-буфета

Вагон-ресторан отличается высоким уровнем обслуживания, официанты сами сервируют стол, приносят блюда и убирают за гостями. В кафе-буфете (иногда оно именуется как вагон-кафе) несколько другие распорядки, ведь главный принцип там – это самообслуживание. В кафе стоит небольшой ларек, в меню которого можно найти готовые бутерброды, закуски, различные снеки (чипсы, сухарики, орешки), сладкая выпечка, конфеты, газированные напитки, чай и кофе. В некоторых кафе-буфетах можно найти и горячие блюда. У российских пассажиров этот формат питания пока более популярен, чем посещение вагонов-ресторанов. Возможно, это связано с меньшей стоимостью продаваемых там продуктов и быстрым обслуживанием.

Таким образом, питание в вагоне-ресторане – это дело довольно дорогое, но зачастую необходимое в поездах дальнего следования. Требования, предъявляемые к продуктам, поварам и официантам в вагонах, настолько высоки, что практически исключают возможность пищевого отравления и расстройства желудка. Именно поэтому стоит отдать этому способу питания свое предпочтение в многодневных путешествиях.