"Вроде он есть, а вроде и нет"

Можно совершить кругосветное путешествие, переплыть океан, стать ортодоксальным верующим, нарожать толпу детей, но так и не найти ответ на животрепещущий вопрос. Кажется, что взяв новый жизненный рубеж, вы вот-вот и приблизитесь к разгадке, а между тем она просачивается как песок сквозь пальцы и ускользает...

Наверное, дело в том, что "смысл жизни" — понятие не статичное, а постоянно меняющееся. И для каждого оно свое. То есть человек сам определяет, исходя из опыта и жизненных условий, каким смыслом будет наполнено его существование в данный отрезок времени. Мы рождены для того, чтобы постоянно задавать себе этот вопрос, потом сомневаться в правильности ответов и снова искать истину. И чем более зрелым и мудрым становится человек, тем глубокомысленней будут его соображения на это счет. Переоценка ценностей и жизненных ориентиров, являющееся неизбежным этапом взросления — яркий тому пример.

"Вот новый поворот... что он нам несет?"

Вспомните себя в возрасте 4-5 лет? Что вам казалось главным тогда? От души поиграть, повизжать, повозиться в грязи с соседскими ребятишками, лечь спать попозже... "Смысл жизни? Нет, не слышал" — ответили бы вы тогда. Да и кому он был нужен в чехарде быстро сменяющихся картинок, наполненных радостью.

Но вы росли, развивались и становились мудрее. Школьная скамья, экзамены, выпускной, сессия... Вся суть бытия сводилась к тому, чтобы как-то устроиться в жизни, кем-то стать. Потом появились дети, семья. Мир снова перевернулся с ног на голову. Во главе вашего бытия теперь стали маленькие непоседы. Воспитать, дать образование, "поставить на ноги", любить, заботиться, оберегать... И еще 1000 и одна задача. И вот семья уже заполнила вас целиком, подвинув всех и вся, заняв лидирующую позицию. Но дети быстро выросли и упорхнули из отеческого гнезда.

Что же дальше? А дальше опять искать и находить ответ на этот вопрос. Ведь свободного времени стало стократ больше! Можно посвятить его саморазвитию, творчеству, путешествиям... Да много еще чего можно придумать. И так до самого последнего вдоха. Мы обретаем, теряем и наполняем вновь свою жизнь все новыми и новыми смыслами. И этот процесс бесконечен, как и само бытие.

Мнение буддистов на этот счет

Отринув все мирские заботы и хлопоты, буддисты уверяют людей: "Оставьте тщетные попытки найти ответ на пресловутый вопрос. Просто будьте счастливы. Прямо сейчас. Вопреки всем и всему. Ведь завтра может не настать". И в этом подходе, безусловно, что-то есть. Он настолько искренен и безмятежен, что невольно задумаешься: "А может и правда — так оно лучше?" Действительно, зачем ломать голову, а потом заполнять ее всевозможной экзистенциальной ерундой, если можно быть в моменте здесь и сейчас и радоваться этому. Подобный рецепт бесконечного счастья пропагандировал и Диоген. Он уверял, что ничего не имеет значение кроме радостного и умиротворенного состояние души. Оттого и жил в бочке в знак протеста.

Есть в буддистской теории и слабые моменты. Например, как человек познает счастье, не ведая страданий и грусти. Ему просто не с чем будет сравнивать. И тут на помощь приходит христианство.

Поиск смысла жизни в христианской религии

Зачастую в поисках ответа люди перечитывают сотни книг, а в конце концов приходят все же к Библии. И это вполне логично. Кто еще сможет приоткрыть завесу тайны, если не она? Библия предлагает взглянуть на путь, предначертанный свыше, как на некую школу. Человеку в ней отводится роль "вечного студента". На правах учащегося ему дозволено совершить множество ошибок, "наломать дров", оступиться и пойти по неверному пути, страдать и мучиться, не понимая, почему... Но все это лишь для того, чтобы обрести опыт. И сквозь прорву совершенных грехов, осознать их, раскаяться и пообещать себе и Богу больше их не делать.

То есть в христианской модели смысл жизни — постоянное совершенствование, очищение души и тела. А в конце, как награда за праведную жизнь — возвращение домой, к Всевышнему. Туда, где нет мирских проблем, а есть лишь бесконечная любовь.

Это весьма конструктивная позиция. Ведь в поисках Бога человек становится лучшей версией себя. Здесь неизбежны позитивные метаморфозы, неминуемо следующие за "студентом" по пятам. Если раньше, бредя по жизни вслепую, можно было творить все, что вздумается, то с обретением веры все меняется окончательно и бесповоротно. Приняв христианские догматы, человек уже не сможет жить так, как раньше. У него появится знание о бесконечности жизни и перерождении души. О том, что за земным существованием последует другое, загробное, в котором за все поступки придется отвечать. И вооружившись этим знанием, мирянин будет стремиться быть добрее, человечней и чище.

Жизнь — как биологический процесс

В противовес вере есть еще и атеистическое мировоззрение. Люди, причисляющие себя к данному лагерю, относятся к жизни исключительно как к биологическому процессу. Проводя аналогию с животным миром, человек здесь рассматривается исключительно как продолжателя рода, не более того. А смысл его бытия сводится единственно к одному — оставить в мире свой генетический код — потомство. Это мировоззрение подкупает своей простотой: живи, люби, делай что хочешь, все равно конец — один. Главное — не забудь воспитать ребенка, тогда твое земное предназначение можешь считать выполненным. А больше не заботься ни о чем.

Гедонизм

Есть еще одна философская позиция, сводящая смысл жизни к простому получению удовольствия. Имя ей — гедонизм. Основателями ее были Аристипп и Эпикур. Они утверждали, что все существа на планете стремятся к получению наслаждения. Причем оно отнюдь не обязательно должно быть телесным, может быть и духовным. Как цветок тянется к солнцу, также и человек — к приятным ощущениям. Теория эта имела множество последователей, но и критики не обошли ее стороной, особенно в современном мире. Приводились примеры героизма: когда люди, сознательно отказавшись от личного блага, отдавали свои жизни за интересы страны.

Смысл жизни с точки зрения Л. Толстого

Лев Николаевич Толстой очень мучительно и болезненно относился к этому вопросу. Поиски смысла жизни невидимой нитью коснулись практически всех его произведений. В любом из его романов хотя бы один из персонажей задавал себе этот вопрос и терзался им постоянно. Спустя долгие годы поисков Толстой пришел к выводу, что суть заключается в самосовершенствовании личности, в постоянном росте. Причем этот рост неотделим от других людей, от общества.

Так где же он, тот единственно правильный ответ?

Дело в том, что его нет. Нет, не смысла жизни, а правильного ответа на этот вопрос. Если вы его себе задали, значит что-то в вашей жизни пошло не так и вас это не устраивает. Прозвенел звоночек перемен. Скорее всего это станет отправной точкой для вашего дальнейшего развития. Главное здесь — не заниматься самоедством. Лучше провести анализ прожитого отрезка времени и сделать выводы. Обязательно находите ответы. Неважно, какими они будут — правильными и неправильными. Не удивляйтесь, что с течением времени они постоянно будут меняться. Просто живите, ищите свое предназначение, радуйтесь, наполняя свою жизнь новыми смыслами.