Определение и характеристики

Особенностью оппозиционно-вызывающего синдрома является нарушение взаимодействия со взрослым, а именно — модель нигилистического, враждебного поведения, которая обычно направлена вопреки родителям, учителям. Согласно диагностическим критериям DSM`3 оппозиционно-вызывающее расстройство имеет следующие характеристики:

  • ·         регулярная потеря самоконтроля,
  • ·         раздражительность, когда ребенок легко раздражается по любой причине,
  • ·         часто в настроении преобладают злость и обида,
  • ·         регулярные обвинения других в своих ошибках, или отрицательной поведении,
  • ·         частые осознанные попытки раздразнить других,
  • ·         регулярные споры с взрослыми,
  • ·         привычка противоречить правилам и бросать вызов авторитетным взрослым,
  • ·         мстительность и злость.

Ход конфликта

Диагноз можно установить не ранее 4-го года жизни, хотя обычно реальные трудности возникают в начальной школе. И тогда родителей беспокоит вопрос: а слышит ли их ребенок? Потому что малыш, со своей стороны, уверен, что все требования, правила, устанавливаемые родителями, является несправедливым по отношению к нему и как ответ на все указания наилучшим решением является не только игнорирование просьб и правил, но и намеренное нарушение их. В свою очередь родители, теряя контроль над ситуацией, собственную значимость, авторитет, ведь такое поведение ребенка сложно выдерживать, поэтому они пытаются делать что и как следствие их попытки воспитательного воздействия не имеют последовательности, где наблюдается постоянная, нелогичная смена от жесткого контроля до чрезмерных поощрений.

Причины оппозиционно-вызывающего расстройства

Негативизм является нормальной особенностью детского поведения (начиная с 2 лет) — всем известный кризис 3 лет, первое отделение от родителей, испытание пределов возможного и т.д. О нарушениях поведения, патологии и собственно сам ОВР, мы можем говорить лишь тогда, когда это является основной чертой поведения ребенка и влияет на качество его жизни и отношения с окружающими. То есть ребенок не просто говорит «нет», спорит со взрослым из-за плохого настроения, а всегда и везде. Это для него такая интересная игрушка и способ взаимодействия с взрослыми.

Почему негативизм и протест становится особенностью взаимодействия со взрослыми? Единого объяснения этому нет. Есть некоторые сведения, что механизм передачи расстройства происходит через наследственную составляющую. Но большинство специалистов разных направлений (психодинамическая, поведенческая) усматривают причины развития ОВР в следующем: каждый ребенок в процессе развития и роста стремится к автономии и независимости (это нормальный и закономерный возрастной процесс). Но родители, пытаясь опекать ребенка, контролировать ее, замедляют ее естественную детскую автономию и формирования идентичности. Другими словами, негативизм и поведение в стиле «а Баба Яга против» — это ответ на сверхконтроль и способ ребенка “отвоевать” личную территорию. Ребенок всеми силами пытается защитить себя от гиперконтроля и опеки (мамы, папы, бабушки), от вторжения в ее ego-автономию. Взаимодействие в семье, где есть ребенок с ОВР, очень похожа на систему контроля друг над другом: родители контролируют поведение ребенка (пытаясь снизить оппозиционное поведение), а ребенок в свою очередь контролирует поведение родителей по отношению к самому себе. Эта тактика происходит регулярно, что вызывает зависимость от поведения каждого из участников. Замкнутый круг, где устают все — и ребенок, и родители.

Что делать и как помочь?

Для ребенка такие поведенческие проявления со временем становятся стилем жизни, а у родителей опускаются руки, и они не видят выхода. Конечно, если вам с каждым разом все труднее находить язык с ребенком, и вы устали от постоянных проблем в школе — стоит обратиться к специалисту. Лишь специалист способен верно установить диагноз (в данном случае — детский психиатр). Коррекционная работа может проводиться с психологом, психотерапевтом, который имеет опыт работы с ОВР. Если же говорить о методах коррекции, то наиболее эффективными, на мой взгляд, остается когнитивно-поведенческая, диалектическая и поведенческая терапии. И, конечно, необходима интенсивная работа с семейной системой, то есть помощь специалиста направлена к родителям и к ребенку. Что уже могут сделать родители?

Мотивируйте

Помните, что дети быстрее развиваются и лучше выполняют/запоминают просьбы в условиях положительной мотивации. Вам необходимо подкреплять позитивное, желаемое поведение ребенка. Например, когда Петрусь выполнил (пусть и меньше) вашу просьбу — закрепляете, поощряете его поведение похвалой. Говорите: «Прекрасно! Тебе удалось поставить тарелку на место. Спасибо тебе!» Но не перестарайтесь: поощряйте то поведение, которое необходимо закрепить.

«Отключите» контроль

Откажитесь от привычных форм контроля и опеки. Меняться всегда непросто. Особенно, когда контроль давал хоть какое-то влияние на ребенка. Но ваша основная родительская сдача — отказаться от такого влияния, чтобы у ребенка была возможность постепенно менять свои формы поведения.

Установите четкие правила

Устанавливайте четкие границы и правила, перед тем проговаривая их ребенку. Вам стоит объяснить для чего вы устанавливаете эти правила. Так, вы обязательно столкнетесь с сопротивлением и негативизмом. Выдержка и четкий алгоритм ваши союзники. Возьмите себе за девиз: правило — поощрение — ограничения. То есть у ребенка должен быть выбор — выполнить правила и получить какое-то поощрение, или же не выполнить — и получить ограничения (наказания). Но все условия ребенок должен знать.

Найдите точки соприкосновения

Найдите общие точки соприкосновения. То есть попробуйте найти хобби, увлечение, чем с удовольствием вы будете заниматься обоих. Ваши отношения  с детьми за период всех споров, неудач, ссор прошли через кризис, поэтому стоит понемногу восстанавливать их, устанавливать безопасную связь.

Быть родителями «неудобного» ребенка достаточно непросто. И чтобы помочь ребёнку, вам необходимо помочь себе. «Полечить» ребенка, конечно, можно. Возможно, это даже даст какой-то кратковременный эффект. Но пока вы как родители не начнете меняться, действовать по другому, вряд ли что-то будет меняться. И да, это все непросто. Но попробуйте начать, все должно сложиться.