Из биографии Шарля Франсуа Гуно

Будущий композитор и музыкальный критик появился на свет в столице Франции 17 июня 1818 года в творческой семье. Отец Гуно был художником, мама – пианисткой. В одиннадцать лет Шарль Франсуа был определен в лицей. С детства он проявил способности к музыке. Гуно был солистом в церковном хоре, изучал теорию музыки и даже пробовал сам составлять композиции. После посещения оперного театра у Шарля усилилось стремление сочинять музыку.

В 1838 году Гуно приступает к обучению в Парижской консерватории. Перед этим он брал уроки музыкальной гармонии у Антонина Рейха. Преподавателями Шарля в консерватории были Фроманталь Галеви, Фердинандо Паэр, Жан-Франсуа Лесюер.

Развитие природного дарования Гуно в определенной степени сковывал академизм, который усердно прививали в консерватории. И все же некоторые из сочинений молодого композитора привлекли к себе внимание искушенной публики.

Уже через год Гуно стал лауреатом престижной премии, которой его наградили за кантату «Фернан». После этого он на правах стипендиата провел два года в Италии, некоторое время учился в Германии и Австрии. Современное итальянское оперное искусство вызвало у молодого музыканта разочарование. Он сосредоточился на изучении старинной музыки.

Духовные искания Гуно

В 1843 году Гуно возвратился в Париж, где пять лет работал регентом и органистом в одной из церквей. В тот период Шарль Франсуа сочинял исключительно культовые, духовные произведения. Постепенно в его мировоззрении стали все больше проявляться религиозные мотивы. Гуно задумался о том, чтобы сделать духовную карьеру. И даже посещал собрания членов доминиканского ордена.

С 1847 года Гуно стал слушателем на курсах богословия. Он перебрался в монастырь и примерил сутану аббата. Однако в результате сложной внутренней борьбы композитор все же отказался от духовной карьеры и полностью погрузился в искусство.

Творчество Гуно

Гуно полагал, что возможность ежедневно общаться с аудиторией дает лишь опера. Поэтому он обращается именно к данному жанру. В 1851 году состоялась премьера его оперы «Сафо». Потом настал черед «Окровавленной монахини» (1854). Оба произведения шли в «Гранд Опера», но успеха не имели: критики отмечали излишнюю вычурность стиля композитора, неровность и ничем не обоснованный мелодраматизм.

В 1852 году Гуно возглавил объединение любительских хоровых обществ «Орфеон». На тот момент это была самая массовая просветительская организация музыкального Парижа. В нее входили жители предместий столицы и рабочих кварталов.

Гуно быстро откликался на события общественной жизни, но очень легко поддавался идеологическим влияниям. Как человек и художник он был крайне неустойчив. В конце 50-х годов Шарль находился на грани нервного срыва. Однако он нашел в себе силы снова взяться за работу.

Премьера оперы «Лекаря поневоле» (1858) была принята публикой очень тепло. Композитору удалось показать живость характеров и реальную обстановку действия. Талант Гуно стал проявляться в полную силу. Следующим значительным успехом стал «Фауст», поставленный в «Лирическом театре» в 1859 году.

Впоследствии Гуно создал ряд великолепных пьес и неудачных опер. Среди последних сочинений композитора – оратории «Искупление», «Смерть и жизнь». В 80-е годы Гуно начал заниматься музыкальной и литературной критикой.

Последние годы жизни знаменитый композитоор провел в предместье Парижа. Он ушел из жизни 18 октября 1893 года.