Таким образом встретились пути литературного искусства и политики. В литературе вырисовываются различные, порой полярные способы отражения происходящего. Возникает сопротивление двух основных движений - реализма и модернизма. Данная борьба определила дальнейшее развитие и усовершенствование прозы «Серебряного века».

Реализм «Серебряного века»

Реалистическое движение отображают русские молодые литераторы: Л.Андреев, И. Бунин,  А.Серафимович, В.Вересаев, А.Куприн, Н.Гарин-Михайловский, И.Шмелев, Н.Телешов и другие. Они продолжили Чеховское наследие, стали приверженцами реализма позапрошлого столетия. В своих публиковавшихся произведениях изменяли, развивали и трансформировали устои народодержавного литературного искусства шестидесятых – семидесятых, уделяя особое внимание к личности человека. Реалисты интересовались историей, смыслом жизни человечества, природой.

Жизнь и творчество писателя «Серебряного века» Л.Н.Андреева

Леонид Николаевич Андреев родился в городе Орел (Орловская губерния), в одна тысяча восемьсот семьдесят первом году. Делал наброски небольших рассказов, когда получал образование в городской гимназии. В одна тысяча восемьсот девяносто восьмом году  сочинил рассказ «Баргамот и Гараська», который высоко оценил писатель Максим Горький.

 Избранные сочинения  Л.Н.Андреева:

  • «Баргамот и Гараська» (1898);
  •  «Маленький ангел» (1901);
  • «Большой шлем» (1901);
  •  «Ложь» (1901);
  •  «Молчание» (1901);
  •  «Жили-были» (1901);
  •  «Смех» (1902);
  • «Стена» (1903);
  • «Бездна (1902);
  • «Мысль» (1904);
  • «В тумане» (1903);
  •  «Жизнь Василия Фивейского» (1904);
  • «Красный смех» (1905);
  • «К звездам» (пьеса), (1905);
  • «Самсон в оковах» (пьеса),(1914); 
  • «Рассказ о семи повешенных» (новелла),(1908);
  • «Любовь к ближнему» (сатира),(1908);
  •  «Прекрасные сабинянки» (сатира),(1912);
  • «Сашка Жегулев» (роман), (1912).

Творчество Андреева, насыщенное реалистическими идеями, становится узнаваемым и поощряемым в Российской империи, а также за рубежом, но он не может принять революцию 17-го года, поэтому в том же году писатель безвозвратно выезжает за пределы Родины. В одна тысяча девятьсот девятнадцатом году Леонид Николаевич Андреев умер и похоронен в Финляндии.

Жизнь и творчество писателя «Серебряного века» И.А.Бунина 

Иван Алексеевич Бунин родился в городе Воронеж (Воронежская губерния), в одна тысяча восемьсот семидесятом году. Через три года после его рождения, обедневшая дворянская семья переселилась в местечко близ Ельца (Воронежская губерния). В одна тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году будущий писатель поступает в Елецкую классическую мужскую гимназию, где пробует писать первые произведения. После публикации первого рассказа, местная редакция приглашает его работать помощником в печатный отдел. В юношеские годы работал в различных канцеляриях, газетах, много путешествовал. С одна тысяча восемьсот девяноста пятого года Полтава, а затем Москва - постоянное место жительства Ивана Алексеевича Бунина. В одна тысяча восемьсот девяносто девятом году Бунин берет в жены Анну Николаевну Цакни. От данного брака родилось дитя, которое впоследствии умирает. Иван и Анна расстаются. В 1922 году Бунин женится на Вере Николаевне Муромцевой. В 1918 году Бунин выезжает в Одессу из Москвы, уже правящей большевиками. В 1920 году эмигрирует в Париж, где ведет динамичную общественно-политическую работу, взаимодействуя с большевистскими партиями.

Избранные сочинения И.А.Бунина:

  •  «Стихотворения» (1891), 
  •  «Под открытым небом» (1898),
  •    «На «Чайке» (1898) , (очерк), 
  •  «Антоновские яблоки (1900), 
  •  «Деревня» (1910), 
  • «Суходол» (1911), 
  • «Господин из Сан-Франциско» (1915),
  •   «Окаянные дни» (1918),
  •   «Митина любовь» (1924),
  • «Солнечный удар» (1925), 
  • «Жизнь Арсеньева» (1933),
  •   «Песнь о Гайавате» американского поэта Г.Лонгфелло (1896) (перевод).

Творчество И.А.Бунина в литературе «Серебряного века» стало новшеством. Он имеет две Пушкинские премии от 1903 и 1909 годов. Нобелевская премия была присуждена И.А. Бунину в 1933 году после выхода в свет романа "Жизнь Арсеньева". В 1909 году избран почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук. С 1920 по 1953 годы Бунин жил во Франции. До одна тысяча девятьсот пятьдесят четвертого года произведения И.А.Бунина не издавались в нашей стране.

Модернизм «Серебряного века»

На арену выходит новое литературное течение – модернизм. Оно предлагало различные методы  узнавать жизнь и бытие. Литературное творчество данных литераторов выделялось необычностью, которая не стоит на месте, а устремляется вперед.  Направление модернизма объединило таких разных писателей, как К. Бальмонта, В. Брюсова, А. Белого, Д. Мережковского, Ф. Сологуба и др. Они создавали новое искусство с помощью образов-символов. Писатели-модернисты уносились мечтой ввысь, задаваясь глобальными вопросами о том, как спасти человечество, как вернуть веру в Бога. Художественные произведения модернистов, в которых затрагивались ранее запрещенные темы: индивидуализм, аморализм, эротизм, - будоражили публику, заставляли ее обращать внимание на искусство, на человека с его чувствами, страстями, светлыми и темными сторонами его души. Под воздействием модернистов изменилось отношение общества к духовной деятельности.

Жизнь и творчество писателя «Серебряного века» Д.С. Мережковского

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в 1866 году в Санкт-Петербурге. Его отец был мелкий дворцовый чиновник. Мальчик с тринадцати лет сочиняет стихи, а в 1888 году, во время учебы в Московском и Петербургском университетах, выпустил дебютный сборник «Стихотворения». В 1889 году Дмитрий Сергеевич взял в жены  поэтессу Зинаиду Гиппиус. Вместе они прожили пятьдесят два года. Мережковский основательно занимался переводами с латыни и греческого языков, но только в двадцатом веке были оценены его труды. Его первый сборник стихов «Символы» название новому поэтическому направлению. На долгие годы поэт стал общепризнанным лидером этого литературного движения.

Избранные сочинения Д.С.Мережковского:

  • сборник стихотворений «Символы» (1892);
  •  «Христос и антихрист» (1896);
  • «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1900);
  •  «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1903);
  •  «Антихрист. Петр и Алексей» (1905);
  • «Царство Зверя». Во всех частях трилогии — «Павел I», «Александр I» и «14 декабря» (1907).

В 1917 году писатель эмигрировал во Францию, где выступал с критикой самодержавия. Мережковский был популярен на Западе, его произведения старались переводить на многие языки. Прожил до одна тысяча девятьсот сорок первого года.

Жизнь и творчество писателя «Серебряного века» В.Я.Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов родился в одна тысяча восемьсот семьдесят третьем году, в Москве, в купеческой семье. На литературное будущее поэта повлиял его дедушка А.Я.Бакулин, отец матери, который увлекался литературой, создавал басни. Сочинять Брюсов начал еще ребенком, сначала выводя печатными буквами стихотворные четверостишья, позднее - повести, очерки и научные публикации. 

В девяностых годах Брюсов начинает увлекаться сочинениями модернистов Франции -  Малларме, Верлена, Бодлера. В это время пишет три сборника «Русские символисты». На творчество писателя непременно влияют французы-модернисты. В конце девяностых годов Валерий Яковлевич познакомился с писателем модернистского направления  К. Д. Бальмонтом, которому посвящает свой сборник стихотворный «Третья стража». Брюсов В.Я. пользуется популярностью и авторитетом среди русских модернистов-единомышленников. Он берет на себя роль организатора воплощения идей.

В 1917 году писатель положительно встретил Великую Октябрьскую революцию. Начал в совершенстве своем принимать участие в изданиях и публицистике литературы Москвы. В 1924 году Валерий Яковлевич умер и похоронен в Москве.

Избранные сочинения писателя:

  • «Декаденты. (Конец столетия)». Драма, 1893, 
  •  «Это я», 1897,
  • «Граду и Миру», 1903,
  •  «Огненный ангел» (исторический роман), 1908,
  •  «Испепеленный», М., 1909, 
  • «Зеркало теней», М., 1912, 
  • «Юпитер поверженный», 1916, 
  •  «Девятая камена», 1917, 
  •  «Последние мечты», М., 1920, 
  • «Дали», 1922,
  •   «Спеши!», 1924.