Биография

Владимир появился на свет в Запорожской области на Украине, в хуторе с одиозным названием Жеребец (сегодня это село Таврическое). Случилось это в первомайский день 1918 года. К образованию будущий покоритель неба относился без должного усердия и с трудом закончил 7 классов деревенской школы, а затем поступил в обычное трудовое училище, закончил его и устроился работать токарем.

Но у Владимира была затаенная и большая мечта – его манила бескрайняя свобода полета, и потому в свободное время он посещал аэроклуб, жадно впитывая знания о самолетах и пилотном деле. И однажды ему выпал шанс воплотить свою мечту в жизнь.

В 19 лет Владимир Левитан подал документы в военную школу пилотов, расположенную в Севастополе, которую окончил в 1939 году в звании младшего лейтенанта и отправился по распределению в Сибирь, в новосибирский авиационный корпус. А накануне войны, в 1941-м, молодой пилот попал в команду лучших летчиков – из них сформировали особое звено, командиром которого стал именно он, Владимир Самойлович Левитан.

Великая Отечественная война

Его группа принимала активное участие в ожесточенных боях 41-го на мелитопольском направлении. Дважды самолет Владимира был сбит, но он смог выжить и добраться к своим. В первый раз он «приводнился» в Азовском море, где ему помогли советские рыбаки, а второй раз он благополучно достиг земли с парашютом, несмотря на плотный зенитный огонь.

Но далеко не всем пилотам эскадрильи Левитана так везло. Многие из них погибли в боях, и звено Владимира стало частью 170-го истребительного полка, который действовал на Южном фронте. Пилот с гордостью и восторгом сел за штурвал «ЛаГГ-3» и вскоре украсил его фюзеляж первой звездочкой, после победной дуэли с «Маки с210», итальянским истребителем, считающимся довольно грозным противником. Этот бой произошел в марте 1942 года.

Высокий профессионализм Левитана был замечен руководством, и в начале 1943-го он был назначен командиром целой эскадрильи, которая занималась разведкой и прикрытием наземных воинских частей. Причем, несмотря на довольно жестокие воздушные сражения, эскадрилья под командованием Владимира Самойловича не потеряла ни одного летчика, за что Левитан стал обладателем ордена Красного Знамени.

Вскоре Левитан и его ребята выполняли куда более сложные миссии – прикрывали наземные войска в районе города Обоянь, участвовали в битве под Курском. Блестящее руководство операциями, доблесть и отвага принесли летчику-асу второй орден Красного Знамени, а летом 1944 года он стал героем СССР и получил орден Ленина, имея за плечами почти триста вылетов и более шестидесяти успешных боев.

Послевоенные годы

Вместе со всей страной Левитан праздновал победу, которая обошлась стране дорогой ценой, но не собирался уходить на покой, покинув уже привычное, и такое любимое небо. Вплоть до 1951-го года он продолжал патрулировать воздушные границы своей Родины, а затем перевелся на «земную» работу, и ушел в запас в звании полковника в 1959 году.

Владимир Самойлович вернулся в родные места, устроился работать в на знаменитый запорожский «Коммунар», занялся личной жизнью и вел тихую жизнь, иногда выступая перед школьниками с воспоминаниями о той ужасной войне. Скончался герой в довольно почтенном возрасте – в 82 года, осенью 2000-го. Его похоронили рядом с женой Валентиной в родном Запорожье.