Античная философия охватывает период с VI века до нашей эры по IV век нашей эры. Основываясь на эволюции и развитии научных взглядов, в ней выделяют три больших периода: натурфилософский (VI-V вв до н.э.), классический (V-IV вв. до н.э.) и эллинистический (III век до н.э. – IV век н.э.). Иногда к основным периодам добавляют период Александрийских врачей.

Натурфилософия

В эпоху натурфилософии научная мысль развивалась посредством логических умозаключений. Эксперименты и другие объективные методы еще не нашли свое место на данном этапе развития философии. Главная тема, которая волновала мыслителей – это «архэ» (от греч. «начало»), то есть первооснова, первоначало всего существующего.

Основные представителя периода:

Фалес – представитель Милетской школы, житель древнегреческого города Милет, материалист. Считал, что первоосновой всего сущего является вода. Он был сторонником гилоизма – учения об одушевленности любой материи. Согласно Фалесу, даже магнит имеет душу, так как он способен собственной силой двигать железо. Анаксимандр – ученик Фалеса, материалист. Считал первоначалом всего сущего апейрон – особую субстанцию, из которой происходит абсолютно все на свете. Анаксимен – ученик Анаксимена. Архэ, по мнению Анаксимена – это воздух, так как без дыхания невозможна жизнь.

Пифагор считал, что на первый план следует ставить количественную сторону всех вещей и явлений мира. Даже душу Пифагор представлял в образе числа, объясняя это следующим образом. Число – это абстракция, оно вечно, его нельзя уничтожить. Можно съесть 2 яблока, но число «2» как абстрактное понятие является чем-то неразрушимым. Душа также бессмертна, как и число. Таким образом, он первый заговорил о нематериальности и некоторой потусторонности души человека.

Гераклит, житель города Эфес. Считал, что все сущее происходит из огня, и в нем же и погибнет. Развивал мысль о постоянном развитии и изменении всего мира согласно некой силе – Логосу. В каком-то смысле он приравнивал этот термин к понятию «судьба».

Эмпедокл считал, что весь происходит из 4 стихий – воды, огня, земли и воздуха. В каждом предмете лишь различаются пропорции этих стихий.

Демокрит– материалист, один из самых ярких и важных представителей натурфилософии. К его заслугам относится развитие следующих идей:

  • Атомистическая теория. Весь мир состоит из маленьких, неделимых частиц – атомов. Все атомы отличаются друг от друга по четырем параметрам: размер, форма, порядок, поворот.
  • Теория всеобщего детерминизма. Все предопределено, у всех происходящих в мире событий есть своя причина. За эту идею Демокрит получил множество негативных замечаний, ведь для античных людей свобода была слишком желанной.
  • Теория истечения. Каждый предмет излучает в окружающий мир свои уменьшенные копии – эйдолы. Эти эйдолы, «истекая» из объектов, касаются поверхности наших органов чувств, порождая ощущения.
  • Демокрит считал, что поведением человека целиком и полностью руководят эмоции, так как он стремится избежать страдания и добиться удовольствия.

Классический период

Расцвет античной философии приходится на V-IV вв. до н.э. В эти времена жили умы, привнёсшие неоценимый вклад в развитие всех отраслей научного знания: Сократ, Платон и Аристотель.

Сократ – идеалист, представитель такого философского течения, как майевтика (в переводе с греческого – «помощь при родах»). Он считал, что учитель должен помогать ученику «родить мысль», т.е. извлечь уже имеющееся в человеке знание о явлениях. Делается это с помощью метода, названного в последствии сократовским диалогом – использованием наводящих и уточняющих вопросов. Самой главной целью жизни человека он считал познание самого себя.

Платон – ученик Сократа, сторонник объективного идеализма. Он считал, что существует 2 мира: мир вещей и мир идей. Душа человека бессмертна, она происходит из мира идей, попадает в мир вещей (в тело), а после смерти снова возвращается в идеальный мир. Этот цикл бесконечен. Кроме того, в мире идей душа созерцает и воспринимает все истины, все знания мира. Но, попадая на Землю, она их забывает. Следовательно, цель жизни человека – восстановить знания из идеального мира.

Аристотель – ученик Платона, учитель Александра Македонского. Его можно отнести и к материалистам (т.к. душа неразрывно связана с телом, и, следовательно, смертна), и к идеалистам (т.к. он развивал идею о существовании высшего разума). Активно критиковал концепции своего учителя, считая, что не может существовать два мира. Он полагал, что у каждого живого тела есть своя душа, но у растений, животных и человека души отличаются своими способностями. Ввел понятие катарсиса – переживания безвременной радости, возникающему благодаря освобождению от сильных эмоций (аффектов). Аффекты слишком сильно влияют на поведение человека и плохо поддаются рационализации, с ними тяжело бороться, так что человек может добиться гармонии, только избавившись от них. Кроме того, Аристотель развивал учения об ощущениях, памяти, воображении, мышлении, чувствах и воле.

Эллинизм

В эллинистический период активно развивались идеи этики. Этика при этом понималась в смысле образа жизни, подхода к ней, преодоления беспокойства и страхов для возможности созидания в условиях душевного спокойствия, гармонии и равновесия.

Самым главным представителем данного этапа развития античной философии является Эпикур – последователь Демокрита, материалист, который основал в Афинах собственную философскою школу «Сад Эпикура». Он критически относился к теории всеобщего детерминизма, и утверждал, что атомы, помимо названных Демокритом 4 параметров, обладают также и весом. С помощью веса атом может отклоняться от своей привычной траектории, что приводит к случайностям и возможности многих исходов развития событий.

Душа, по Эпикуру, является материальной субстанцией. Она содержит в себе 4 части:

  • огонь, который дает тепло;
  • пневма, которая приводит тело в движение;
  • ветер, который позволяет человеку дышать;
  • душа души – то, что делает человека человеком: чувства, мышление, нравственность.

Множество сторонников и последователей получила Этика Эпикура. Это целое учение, согласно которому познание истины человеком возможно только в состоянии полного спокойствия и безмятежности – атараксии. Но человеческую жизнь все время отравляют 2 страха – страх Богов и страх смерти. Рационально осмысливая проблему данных страхов, Эпикур пришел к умозаключению, что и их можно преодолеть. Он считал, что Богов не нужно бояться, так как им нет до нас абсолютно никакого дела. Боязнь смерти тоже бессмысленна, ведь когда есть мы – смерти нет, а когда смерть есть – уже нет нас.

Период Александрийских врачей

 Этот период следует рассматривать отдельно, т.к. в это время происходило активное изучение анатомии и развитие медицины. Представителями данного периода являются древнегреческие ученые Герофил и Эразистрат. До них в философии главенствовало мнение, что истина, если она является таковой, не нуждается в проверке; проверка – удел тех, кто не обладает силой логики. Но Александрийские врачи – это первые представители Античности, которые перешли к проверке знаний на практике, с помощью экспериментов. Они экспериментально доказали, что органом психики является мозг.

Таким образом, мысли античных ученых были заняты сложнейшими вопросами человеческого бытия: проблемой происхождения всех предметов и явлений, детерминацией поведения человека, отличиями животных от человека. Кроме того, решались важные практические вопросы о свободе воли, нравственности и образе жизни.