Биография и ранние годы

Рэй Коннифф родился 6 ноября 1916 года в городе Аттлеборо, Массачусетс. Его отец – Джон Лоуренс, тромбонист, а мать – Мод (Анжела) Коннифф, пианистка.  Джон был лидером местной группы Jewelry City Band и учил сына игре на тромбоне. 

В школе, в старших классах Рэй Коннифф при помощи своих одноклассников образовал танцевальный оркестр. Он занимался аранжировкой музыкальных номеров ансамбля, а после школы решил продолжить работу в музыкальной сфере в качестве музыканта и аранжировщика в бостонской музыкальной группе Musical Skippers под предводительством Дэна Мерфи. 

Работа в коллективе не принесла Конниффу известности, однако все изменилось после его переезда в Нью-Йорк в середине 30х годов. Там он получил образование в Juilliard School of Music под руководством Тома Тимоти, Сола Каплана и Хьюго Фридхофера.

Карьера аранжировщика

Набравшись опыта на импровизированных концертах в нью-йоркских клубах, в 1937 году Коннифф получил свою первую оплачиваемую работу в качестве музыканта, в течение 15 месяцев являясь аранжировщиком на выступлениях Бенни Беригана. Следующей работой Конниффа стало сотрудничество с оркестром Боба Кросби в 1939-40х годах, в результате чего он заработал себе репутацию в музыкальной среде. В 40е годы Коннифф работает с Арти Шоу и Гленом Греем. Даже во время призыва Второй мировой войны талант Конниффа позволил ему остаться в стороне от военных действий – его определили в Голливуд, работать на военной радиостанции Armed Forces Radio Services. В это время он также успел поработать с оркестром Гарри Джеймса, с которым позже возобновил сотрудничество в 1946 году. 

С появлением музыкального стиля бибоп в конце 1940х – начале 1950х годов Коннифф на время добровольно отстранился от популярной музыки. Хотя он никогда не отказывался от своей карьеры, в то время он полностью погрузился в анализ музыкальных ритмов, разбирая составляющие популярной музыки и разрабатывая свою теорию популярной музыки. В 1954 году, с помощью именитого музыкального продюсера Митча Миллера, он получает работу в Columbia Records. Именно сотрудничество с этой студией положило начало ошеломляющему успеху его карьеры, продлившейся долгие десятилетия.

В первый же год работы с Columbia Рэй Коннифф создал свой первый хит, вошедший в первую пятерку музыкальных хитов того времени. Запись «Band of Gold» с вокалом Дона Черри стала предшественником многих последовавших вслед за ним хитов, включая сотрудничество с Гаей Митчелом («Singing the Blues») и Джонни Мэтисом («Chances Are»). Обе композиции возглавили музыкальные хит-парады. Коннифф сотрудничал с Мэтисом и далее, став аранжировщиком для его хитов «"Wonderful, Wonderful» и «It's Not for Me to Say». Также Рэй Коннифф подарил Джонни Рэю его первую позицию в топ-пять с песней «Just Walking in the Rain», а Фрэнки Лэйн и Марти Роббинс продвинулись почти к вершине с его аранжировкой песен «Midnight Gambler» и «A White Sport Coat» соответственно. 

Гениальность Конниффа как аранжировщика раскрылась в его умении использовать женские и мужские голоса как дополнение к музыкальным инструментам, таким, как кларнет, саксофон и труба. 

Оркестр Рэя Конниффа

В 1957 году, во время работы в Columbia Коннифф записал свой первый сольный альбом «Wonderful» при помощи инструментальной группы, которой было присвоено имя оркестра Рэя Конниффа. Альбом пробрался в топ двадцать музыкальных хит-парадов, оставаясь там в течение 9 месяцев. В июле 1962 года альбому было присвоен титул «золотого», так же, как и его последователю «Concert in Rhythm», вышедшему в 1958 году. В 1960 году Коннифф записал тематический музыкальный альбом «Say It with Music», что положило начало эре успешных тематических альбомов, продлившихся в течение пяти лет. Его праздничный альбом «We Wish You a Merry Christmas» в течение 6 лет оставался самым продаваемым сезонным альбомом, получив статус «платинового» в 1989 году.

В начале 1960х годов Рэй Коннифф обратил внимание на новый стиль, завоевавший музыкальный мир – рок-музыка. Музыкант сумел с успехом применить модные течения в своем творчестве, при этом не нанося урон своему основному стилю. Коннифф нашел свежий материал в том, что занялся аранжировкой софт-рока, который также появился в те же годы. При этом, указывая певцов своего оркестра в кредитах аранжируемых альбомов, он добился дополнительной известности. В 1966 году оркестр записывает композицию под названием «Lara's Theme» для фильма «Доктор Живаго». Трэк становится хитом, добравшись до 9 строчки в хит-парадах и войдя в музыкальный альбом «Somewhere My Love», ставший «платиновым». 

В поздние 60е, вдохновленный развитием аудио-технологий, РЭЙ Коннифф совершает турне по США и Европе с серией концертов, презентуя новый звук в формате трехмерного стереозвучания, что было огромным прорывом для того времени. Некоторые из этих концертов были записаны на телевидении. Эти видео записи были изданы в 1970 году. 

1970е годы Коннифф провел в турне по всему миру, включая также такие страны, как Южная Америка, Япония, Англия, а также стал первым зарубежным артистом, записавшим собственную пластинку в советской Москве. 

К концу десятилетия музыке Конниффа стало свойственно латиноамериканское звучание. Это решение помогло оркестру оставаться популярным и в 80е годы. К 1989 году, согласно данным Penguin Encyclopedia of Popular Music, Коннифф имел 37 альбомов, вошедших в топ-100 чарта Billboard. Его увлечение латиноамериканской музыкой перешло в новое десятилетие, когда в 1997 году он подписал контракт с бразильской компанией Abril Music и совершил турне по Бразилии. В этом же году он выпустил свой сотый по счету альбом «I Love Movies». Коннифф продолжал выпускать альбомы вплоть до 2000х годов, в среднем выпуская по одному альбому в год.

Рэй Коннифф умер 12 октября 2002 года после падения с лестницы, что привело к тяжелой травме головы и последующей смерти. Ему было 85 лет.

Личная жизнь и семья

Рэй Коннифф был женат трижды. Первой его женой стала Эмили Джо Энн Имхоф, с которой они поженились в 1938 году. В этом браке родилось двое детей: Джеймс Лоуренс и Джо Энн Патрис.

Второй женой музыканта стала Энн Мари Энгберг, брак с которой был зарегистрирован в 1947 году. Ее сын от прежнего брака, Ричард Дж. Бибо, стал приемным для Конниффа.

В третий раз Коннифф женился в 1968 году. Его жена Вера подарила мужу еще одного ребенка, на этот раз девочку, которую назвали Тамара Аллегра. 

Награды 

С 1957 по 1959 годы Рэй Коннифф признавался журналом Cash Box лидером группы года.

Популярность композиции «Lara's Theme» принесла оркестру Рэя Конниффа престижную награду Грэмми в 1966 году. Вторую номинацию группа получила в 1968 году за запись «Honey», и третью в 1969 году – за версию Конниффа песни Рода МакКуина «Jean».