ЧП в районе Керченского пролива

Чрезвычайное происшествие на грузовых судах произошло вечером 21 января в Черном море в нейтральных водах, в 16 милях от побережья Краснодарского края. На входе в Керченский пролив на якорях под флагами «Танзании» стояли танкеры «Маэстро» и «Канди» (раннее название – «Венеция»). Внезапно на одном из судов сначала произошел взрыв, затем начался пожар. Об этом на сушу своевременно сообщили очевидцы - моряки проходящего неподалеку корабля.

Огонь быстро перекинулся с одного танкера на другой, при этом сами пострадавшие суда сигналов бедствия не подавали. В попытке спастись от огня, моряки «Маэстро» и «Канди» прыгали в воду. По данным Росморречфлота, на двух танкерах перед началом инцидента присутствовало 32 человека, все они - граждане Турции и Индии.  

По состоянию на 24 января 2018 года, судам Черноморского флота удалось спасти 12 человек с терпящих бедствие «Маэстро» и «Канди» и отправить пострадавших на разных кораблях в порт Керчи. Кроме того, был найден десяток тел погибших, остальные моряки числятся пропавшими без вести.

Ситуация осложнилось тем, что тушить горящее топливо традиционными способами опасно. Спасательная операция была переквалифицирована в поисковую, поскольку шансы обнаружить выживших в страшном пожаре уже 22 января были сведены к нулю.

Возбуждено уголовное дело по статье 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), сообщает пресс-служба СК России. 24 января танкер «Канди», на котором догорало топливо, стало сносить к российским берегам, и его взяло на буксир судно «Спасатель Демидов».

Возможные причины пожара

Основной предполагаемой причиной возгорания на танкерах в районе Керченского пролива специалисты называют нарушение техники безопасности в процессе операции перевалки топлива с судна на судно. По данным СМИ, танкеры вышли из порта Темрюк на Кубани, причем они в совокупности могли перевозить больше 4,5 тыс. тонн сжиженного углеводородного газа (СУГ).

Эксперты отметили неудовлетворительное состояние самих танкеров, сделанных еще в 1990-1992 годах. Кроме того, среди причин чрезвычайного происшествия на море специалисты называют недостаточную подготовку работников морского транспорта. Главный редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко, слова которого передают «РИА Новости», считает, что «квалифицированные моряки не работают на подобных судах».  

Пожар начался во время перевалки топлива с судна на судно

Пожар на море после санкций США

Первопричиной бедствия на Черном море стали санкции США, уверены некоторые источники СМИ. Представители LPG-terminal «Мактрен-Нафта» запретили судам «Маэстро» и «Канди» войти в порт Темрюк. Как результат, танкеры начали очень рискованную перевалку СУГ в море, передает «Рейтер».

Как пишет агентство, запрет последовал из-за опасений ограничительных мер со стороны Америки против порта, продавцов и потребителей топлива. Суда, потерпевшие бедствие в Черном море, состоят в черном списке Минфина США за транспортировку «черного золота» в сирийские порты в 2016-2018 гг.

В пресс-службе Росморречфлота подчеркнули, что порт на Кубани не мог отказать в обслуживании пострадавшим танкерам. Тем не менее, эксперты считают, что стоянка «Канди» и «Маэстро» перед пожаром была нелегальной. Передача сжиженного углеводородного газа с судна на судно проводилось для «отмывания груза», чтобы роль порта в качестве перевалочной базы была замаскирована, считает М.Войтенко.

Таким образом, пожар на судах в районе Керченского пролива, унесший жизнь более десятка моряков, может быть вызван совокупностью причин. Это и нарушение техники безопасности в процессе перегрузки СУГ с танкера на танкер, и плохое состояние судов, и недостаточная квалификация моряков. Не исключено, что ЧП является результатом санкционной политики Вашингтона против игроков нефтяного рынка. Она могла привести к «серой схеме» работы танкеров, во время которой что-то пошло не так.