Детство, юность

Евгения Соколова родилась в 1850 году в Санкт-Петербурге. Она росла в благополучной семье. Ее родители были обеспеченными людьми. Они стремились дать своим детям хорошее образование. Евгения училась в престижной школе, получила хорошее воспитание. С детства она мечтала о сцене. В своих воспоминаниях она рассказывала о впечатлениях, которые получила после посещения балетного спектакля. Родители не были поклонниками этого вида искусства, но старались развивать детей, посещать различные мероприятия. После первого посещения балета будущая знаменитость твердо решила связать со сценой свою жизнь. 

Евгения Соколова поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища. В 1869 она успешно закончила это учебное заведение. Во время учебы ей удалось проявить свои способности и многие педагоги пророчили ей большое будущее в балете. Она пробовала танцевать на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге. В Евгении удивительным образом сочетались красота, обаяние, артистичность. Техникой танца она овладела в совершенстве. При этом она умела удержать внимание зрителя. Когда балерина появлялась на сцене, все внимание было приковано только к ней. 

Карьера

В 1870 году Соколову зачислили в труппу Мариинского театра. Она успешно выступала на сцене на протяжении многих лет. Зрители полюбили талантливую и обаятельную балерину. У нее появились свои поклонники. 

В коллективе театра Евгению недолюбливали. Вероятнее всего, это было связано с ее успешностью. Через 5 лет после прихода Соколовой в Мариинский театр ей предложили занять положение ведущей танцовщицы. Соколова танцевала на сцене много интересных партий, но особенно ярким оказалось ее участие в балетных представлениях:

  • "Корсар" (Медора);
  • "Конек-Горбунок" (Царь-Девица);
  • "Сон в летнюю ночь" (Титания).

С 1886 года Соколова вела педагогическую деятельность. В 1902 году она была педагогом и репетитором Мариинского театра. Она занималась с начинающими талантливыми балеринами и даже давала уроки в частном порядке. Ученицами Соколовой были: М. Ф. Кшесинская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, Л. Н. Егорова, В. А. Трефилова и многие другие балерины, которые впоследствии стали очень популярными. В 1904 году Евгения была уволена из Мариинского театра. Официальной причиной увольнения стала потеря формы и набор лишнего веса. Частые роды отразились не самым лучшим образом на фигуре балерины. Но в тот период Соколова уже не выступала, а только преподавала. С увольнением из Мариинского театра она была не согласна. 

Неофициальной причиной такого решения руководства стал скандальный уход из театра Мариуса Петипа. Вслед за ним уволили и лучших его учениц, последовательниц его школы. После ухода из Мариинского театра Соколова открыла частный балетный класс. Она преподавала и за границей. Влиятельные друзья помогли открыть ей несколько школ ее имени за рубежом. У Евгении Павловны занимались балерины, которые по каким-то причинам не могли поступить в государственную балетную школу. Соколова была отличными преподавателем, но частные уроки не давали ее ученицам серьезных перспектив в карьерном плане. На сценах лучших российских театров с таким образованием они выступать не могли. Многие ученицы Соколовой уезжали за границу или выступали за рубежом. Среди ее воспитанниц была и знаменитая возлюбленная Пабло Пикассо Ольга Хохлова. В балет она пришла в 14 лет. В училище ее не взяли из-за возраста, но обучение у Евгении Павловны привело ее к успеху. 

В 1918 году Соколова все-таки вернулась в театр, и стала работать педагогом и консультантом. Одной из основных ее задач было возвращение старых традиций в балете. В то время было ощутимо влияние запада. Танцовщицы и хореографы перенимали технику танцы у иностранных балетных школ. Но потом стало понятно, что нужно возрождать традиции русского балета. Евгения Павловна Соколова лично перетанцевала все балеты Мариуса Петипа и была бесценным носителем его хореографии. 

В 1925 году Евгения Соколова скончалась в Санкт-Петербурге. Она была признана одной из самых талантливых балерин и педагогов. Лучшие русские писатели посвящали ей и другим выдающимся танцовщицам Российской империи свои книги. Имя Евгении Соколовой упоминается в произведениях:

  • "Наш балет" (А.Плещеев);
  • "Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра" (Е. Везем);
  • "Материалы по истории русского балета" (М. Борисоглебский).

Личная жизнь

В личной жизни у Евгении Соколовой все складывалась хорошо. Еще в юности она вышла замуж за любимого человека, впоследствии стала многодетной матерью, что для мира балета было редкостью. 

Евгения Павловна очень любила свою семью и не жалела о том, что родила своих детей. Но в воспоминаниях она признавалась, что это поставило крест на ее карьере балерины. Она слишком рано перестала танцевать на сцене. Беременности и уход за детьми отняли у нее много времени. Соколовой не удалось вернуть былую форму. 

Став преподавателем, Евгения Павловна призывала своих учениц хорошо подумать, для чего им нужен балет. Ей казалось несправедливым, что молодые девушки тратят огромное количество времени и сил для того, чтобы научиться танцевать, а потом, обретая семью, им приходится отказываться от искусства. Мечтающих о любви она призывала покинуть балетный класс и забыть об обучении у нее.