Биография и карьера

Антонио Сальери родился в небольшом городке Леньяго (Италия) 18 августа 1750 года, в многодетной семье торговца колбасами и ветчиной. Старший брат Франческо, который брал уроки игры на скрипке у Джузеппе Тартини, делился своим умениям с Антонио. Игру на клавесине мальчик освоил вместе с органистом небольшого собора Джузеппе Симони. Именно трудолюбие, красивый голос и утонченный слух сделали из мальчика знаменитого музыканта.

После смерти родителей 14-летнего Антонио взяли к себе друзья отца – богатые аристократы Мочениго. Мальчик переехал жить в Венецию. Новые опекуны помогли мальчику получить должное музыкальное образование у лучших музыкантов того времени: Дж. Б. Пешетти, Ф. Пачини, Ф. Л. Гассмана. Именно Флориан Леопольд Гассман, придворный композитор Иосифа ІІ, в 1766 году забрал мальчика в Вену. Он усовершенствовал у Сальери навыки игры на скрипке, генерал-басе, чтение партитуры, нанял для мальчика учителей французского, немецкого языков, латыни, обучал его светским манерам. Благодаря вкладу своего наставника, Сальери, спустя годы, назовут «самым образованным австрийским музыкантом».

Придворная карьера Антонио началась в 1767 году, когда он официально стал работать ассистентом Гассмана. В 1769 году Сальери предложили должность клавесиниста-концертмейстера придворного оперного театра. Постепенно Гассман полностью ввел своего самого способного ученика в узкий круг придворных, с которыми Иосиф ІІ музицировал.

Отдельно в биографии Сальери следует выделить знакомство с композитором Кристофером Глюком. Именно его понимание оперы стало для Антонио примером, которому он следовал до конца жизни.

После смерти Гассмана, в 1774 году, Антонио заступил на пост придворного композитора камерной музыки и капельмейстера итальянской оперной труппы. В то время Вена была оперной столицей, и именно Итальянская опера пользовалась наибольшей популярностью среди зрителей. В 1778 году из-за военных действия Иосифа ІІ и опустевшей казны, Сальери вынужден был перейти на менее затратный комедийный жанр – зингшпиль. Антонио закрыл Итальянскую оперу, и спустя 6 лет работы с комедией, по причине отсутствия должного интереса к ней публики, возродил оперу снова.

С 1777 по 1819 год Сальери строил карьеру дирижёра в Венском музыкальном обществе (Tonkünstlersocietät), основанном Гассманом. Именно тут в 1808 году Сальери поссорится с Бетховеном.

В 1788 году император Иосиф II назначил Сальери на пост придворного капельмейстера, а фактически – распорядителя всей музыкальной жизни Вены. После смерти Иосифа ІІ (1790 г.) и прихода к власти сначала его брата Леопольда, а затем и его племянника Франца ІІ (1792 г.), Сальери смог удержаться в должности и продолжал радовать двор своими произведениями и мероприятиями, за которые отвечал. От любимой работы Сальери смог отказаться лишь в 1824 году, по состоянию здоровья.

Знаменитый Антонио Сальери к тому времени уже 7 лет руководил Венской консерваторией. Кроме того, он был членом Шведской Академии наук, почётным членом Миланской консерватории, иностранным членом Французской Академии. В 1815 году Сальери был награжден Орденом Почётного легиона.

Последние годы жизни композитора омрачили сплетни о его причастности к смерти Моцарта. Именно это давление, как считают многие критики, спровоцировало нервный срыв, а в некоторых источниках отмечается, что и попытку самоубийства, после которого Сальери попал в клинику для душевнобольных, где и умер 7 мая 1825 года. На похороны музыканта собралась вся музыкальная элита Вены.

В России легенду про убийство Моцарта подпитывала трагедия А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Данная «маленькая трагедия» вдохновила Шеффера создать пьесу «Амадей» (1979 г.), с которой он со временем приехал в Италию. Постановка настолько возмутила незнающих про существование легенды зрителей, что в 1997 году Миланская консерватория инициировала судебный процесс, в результате которого суд оправдал композитора «за отсутствием состава преступления».

Творчество

Первый композиторский успех постиг Сальери уже в 1770 году. Именно тогда Антонио сочинил оперу-буффа «Образованные женщины». Чуть позже – «Венецианская ярмарка», «Трактирщиц», «Похищенная бадья» и многие другие.

В 1771 году Сальери написал «Армиду» - настоящая музыкальная трагедия. Она была первым произведением, которое позже решили поставить другие капельмейстеры, что обычно не было принято при дворах.

В 1778 году Сальери получил заказ на оперу «Признанная Европа», посвященную открытию восстановленного театра «Ла Скала». В 1779 году, по заказу венецианского театра, Сальери написал оперу-буффа «Школа ревнивых», которая пользовалась большим успехом, и на которую было организовано более 40 постановок по всей Европе.

Полноценное признание европейской публикой Антонио, как автор трагической оперы, а не комедии, получил после инсульта Глюка, в 1784 году, когда тот сумел донести публике написанную Сальери драму «Данаид».

В 1787 году в Париже состоялась премьера оперы «Тарар». Успех знаменитой постановки прервала революция 1789 года.

Всего за свою творческую карьеру, музыкант создал не менее 40 известных всему миру произведений. Последнюю оперу «Негры» Сальери написал в 1804 году.

Личная жизнь

Избранницей великого музыканта стала дочь венского отставного чиновника – Терезия фон Хельферсторфер. С женой Сальери расписался в 1775 году. Терезия родила мужу семь дочерей и одного сына. Жена для Антонио стала любовью всей его жизни. Антонио Сальери суждено было пережить смерть четверых детей и жены.