Из биографии Олега Александровича Стриженова

Будущий актер появился на свет 10 августа 1929 года в Благовещенске. Его отец был офицером Красной Армии, прошел Гражданскую войну, имел боевые награды. Когда он познакомился со своей будущей женой Ксенией, она состояла в браке. Муж дал ей развод. После этого судьбы родителей Олега соединились. У Стриженова был брат Глеб.

В середине 30-х годов семья Стриженовых перебралась в Москву. Здесь их и застала война. Глеб и Олег вместе с матерью остались в столице, а отец и старший сын Ксении Борис отправились на фронт.

Вскоре отправился воевать и Глеб: он добавил в документы недостающие годы, что давало ему право стать добровольцем. Однако вскоре Глеб был тяжело контужен, после чего его комиссовали.

Олег в те трудные военные годы учился в средней школе. Учеником он был не только одаренным, но и прилежным. Учителя сразу отметили его стремление к творчеству. Олег превосходно читал стихи, отлично рисовал. Живописи он уделял очень много времени, оттачивая свое мастерство. Никто не сомневался в том, что Стриженов-младший со временем станет известным художником.

После войны Глеб, который давно мечтал о карьере актера, уговорил Олега подать документы в знаменитую «Щуку». Олег успешно сдал экзамены. Начались годы студенчества. Уже тогда Олег проявил себя разноплановым актером. Вот лишь некоторые из его ролей:

  • Ромео в знаменитой трагедии Шекспира;
  • Жадов в «Доходном месте»;
  • Самозванец в «Борисе Годунове».

В 1953 году Олег окончил училище и получил распределение в Театр русской драмы в Таллине. Ему сразу предложили роль Незнамова в пьесе Островского «Без вины виноватые». Постановка имела оглушительный успех. Главная роль Стриженову, без сомнения, удалась. Олега ждала блестящая театральная карьера. Однако он избрал своим поприщем кинематограф.

Начало творческой карьеры Олега Стриженова

В 1952 году началась работа над киноверсией романа Этель Лилиан Войнич «Овод». Режиссер А. Файнциммер искал для главной роли красивого молодого человека, который ранее не снимался в кино. Один из помощников режиссера посетил училище имени Щукина и побывал на спектакле по пьесе Шекспира, где главную роль играл Олег Стриженов. Вскоре фотография молодого актера оказалась перед Файнциммером. Однако эта кандидатура не произвела впечатления на режиссера.

Тем временем съемки «Овода» перенесли на следующий год. К тому времени Стриженов уже покорял публику в столице Эстонии. Постановка пьесы «Без вины виноватые» произвела впечатление на другого помощника Файнциммера, который поделился своими соображениями с режиссером. Услышав знакомую фамилию, Файнциммер пригласил Олега на пробы в Ленинград.

Особых иллюзий относительно своей кандидатуры Стриженов не питал. Его конкурентами были многие талантливые актеры. Предполагалось, что Олег отсеется уже на первой пробе. Но произошло нечто невероятное. Собравшись, Стриженов смог продемонстрировать на кинопробах весь свой актерский талант. Файнциммер был в восторге от молодого актера. Олега Александровича немедленно утвердили на роль Артура в «Оводе».

Почти тут же начались съемки фильма. Этот проект оказался чрезвычайно успешным. После выхода картины Стриженов сразу стал знаменитым. Дебют Олега Александровича в кино совпал с другим важным эпизодом в его жизни. На съемочной площадке актер впервые увидел свою будущую жену Марианну: она была исполнительницей роли Джеммы. В этом браке у Стриженовых родилась дочь, которую назвали Наташей.

На исполнителя роли Овода вскоре отовсюду посыпались интересные предложения от режиссеров. Актер великолепно справился с главной ролью в фильме «Мексиканец» по произведениям Джека Лондона. Параллельно в 1955 году Стриженов снимался у Григория Чухрая в фильме «Сорок первый». Эта работа произвела впечатление как на зрителей, так и на кинокритиков: фильм был отмечен призом на фестивале в Каннах.

На пике популярности

В конце 50-х годов популярность Олега Александровича пошла в гору. Стриженов стал одним из наиболее востребованных актеров отечественного кино. Многие отмечали его сходство с французским актером Жераром Филипом, который в те годы был кумиром публики во всем мире. Однако Стриженов все же оставался самим собой.

В 1958 году Олег Александрович сыграл роль командира саперов Дудина, которому в мирные годы пришлось ликвидировать последствия войны. Он так здорово справился с этой ролью, что даже профессионалы отметили правдивость созданного актером образа.

Вот несколько фильмов, в которых Стриженов сыграл в 60-е годы:

  • «Дуэль»;
  • «Три сестры»;
  • «Третья молодость»;
  • «Перекличка».

В 1967 году Олег Стриженов получил приглашение в труппу МХАТа. Так состоялось возвращение актера в театр. Его ждали интересные роли. Но не только творчество занимало его в то время. Наметились изменения и в личной жизни. В тот период Стриженов встретил свою вторую жену. В этом браке у супругов родился сын Александр.

В 1969 году Стриженову присвоили высокое звание Народного артиста РСФСР. Последующие годы были для актера многообещающими. И все же Олег Александрович не испытывал полного удовлетворения. Не все предложения режиссеров его радовали. Стриженов сознавал, что может играть более заметные роли. Зрители с восторгом приняли его работу в картине «Звезда пленительного счастья», где Стриженов сыграл князя Волконского. Потом были знаковые роли в картинах «Земля, до востребования» и «Последняя жертва». На съемках последней картины Олег Александрович повстречал свою очередную возлюбленную: ею стала Лионелла Пырьева.

В 1970 году Олег Стриженов был признан лучшим актером по версии журнала «Советский экран». В то же самое время на экраны вышла картина «Приступить к ликвидации», где актеру досталась роль руководителя оперативной группы уголовного розыска. Фильм стал лидером проката.

Стриженов активно снимался до середины 80-х годов. Потом он был задействован лишь в нескольких творческих проектах, которые особой славы ему не принесли. Незадолго до распада великой державы Олег Александрович стал Народным артистом СССР.

В настоящее время Стриженов, находящийся в очень преклонном возрасте, не снимается. Почти все свободное время он отдает своему давнему увлечению – живописи.