Период становления 

Самые разные достижения научно-технического прогресса в первую очередь используются при создании новых видов вооружения. Буквально через десять лет, после появления первых летательных аппаратов, самолеты начали использовать в вооруженных силах. Русские летчики на Первой мировой войне происходили из дворянского сословия. Это и не удивительно, поскольку детям рабочих и крестьян элементарно не хватало знаний, чтобы управлять самолетом. Согласно записи в метрической книге деревни Новомарковка Орловской губернии, Анатолий Емельянович Голубов появился на свет 29 апреля 1908 года.   

Большая крестьянская семья жила не богата, но не голодала. Отец и сыновья умели работать в поле, ухаживать за домашней скотиной, заниматься плотницким ремеслом и прочими заботами. Когда началась Первая мировая война отца мобилизовали в армию. Домой он уже не вернулся. Вся тяжесть хлопот по хозяйству легла на плечи матери и малолетних братьев. В один из весенних дней, работая в поле, Анатолий увидел в небе самолет. Зрелище было неожиданным, привлекательным и даже страшноватым. Впечатления от увиденного оставили в памяти подростка глубокий след на долгие годы. Ему даже в мечтах не приходила мысль о том, что он сможет стать летчиком. 

Однако история в 1917 году резко изменила свое русло. Советская власть опиралась в своих действиях и проектах на трудящихся. Но процессы обновления развивались не так скоро, как хотелось. В четырнадцать лет мальчику пришлось пойти в работники к местному богатею. По старинным традициям Анатолий должен был через два-три года жениться, завести детей и беспросветно горбатиться до конца своих дней. К счастью такого не произошло. Ветер перемен долетел и до забытой Богом деревушки. Возмужавший юноша решил поломать вековую традицию, и ушел в город искать достойную работу.

Несколько лет работал на шахтах в Ростовской области. Здесь, в школе рабочей молодежи получил начальное образование и собирался продолжить образование на рабочем факультете Ростовского университета. В 1929 году Голубова призвали в Красную Армию. Служить попал в знаменитую Чапаевскую дивизию. К этому времени вооруженные силы уже формировались по четко сверстанному плану. Молодой боец прошел курс обучения в полковой школе. После чего назначен командиром артиллерийского орудия. Летом 1932 года красноармейца Голубова зачислили в курсанты Пермского училища летчиков и техников.

На острие атаки

Карьера летчика для Анатолия Голубова началась удачно. Он не только усваивал основы летной практики, но и охотно помогал в обучении своим товарищам. В тот период на вооружение поступали самолеты нового типа. Более скоростные, хорошо вооруженные. Молодых пилотов усиленно обучали распознавать силуэты летательных аппаратов вероятного противника. Всем летчикам было известно, что германские «мессершмитты» имеют превосходство перед советскими «И-16». Отечественные инженеры и рабочие интенсивно создавали новые образцы боевых самолетов. Но летчикам надо было осваивать новую технику.

Начиная с 1933 года, в течение семи лет Голубов служит летчиком инструктором в училище. При обучении молодых пилотов уже опытный инструктор использует методические приемы, которые использует сам. Творчество приносит желаемый эффект. Приближение войны с Германией чувствовали все, несмотря на информационную завесу. Анатолия Емельяновича направляют на курсы в Академию ВВС. Здесь он проходит ускоренную командирскую подготовку. Учебу завершить не удалось – началась война. В сентябре 1941 года Голубова назначают заместителем командира 523-го истребительного полка.    

Первые шесть месяцев боевых действий оказались наиболее сложными для советской авиации. Часть, в которой нес службу Голубов, действовала в небе Прибалтики и Ленинградской области. Несмотря на численный перевес противника, наши летчики демонстрировали высочайший уровень подготовки и морально-боевые качества. К началу зимы положение на фронтах стабилизировалось и порядком потрепанный полк отвели на переформирование. Летчикам пришлось осваивать новый самолет Ла-5. В июне 1942 года комполка Анатолий Голубов получил свой первый орден Боевого Красного знамени.

Военная судьба благоволила летчику-истребителю. Командир полка Голубов прилагал титанические усилия для обучения своих подчиненных тактике воздушного боя. Когда на вооружение поступили истребители Як-3, летчики противника полностью утратили свое превосходство в скорости и огневой мощи. В 1943 году, после завершения операции на Орловско-Курской дуге стало очевидным, что победа будет за нами. Именно в этот период самолет Голубова сбили вражеские зенитки. Летчик остался жив, но проходил лечение в госпиталях почти полгода.  

Служба после Победы

В январе победного сорок пятого года полковник Голубов назначен заместителем командира дивизии. Победу Анатолий Емельянович встретил в небе над Берлином. Когда пришла пора подсчитывать потери и заслуги, то счет был явно в пользу советских летчиков. За весь период боевых действий советский асс совершил 355 боевых вылетов. Лично сбил 10 самолетов противника. За вклад в Победу Указом Верховного Главнокомандования от 29 июня 1945 года, Анатолию Голубову присвоено звание Героя Советского Союза.  

В послевоенное время прославленный летчик продолжил службу в Военно-Воздушных силах. О личной жизни Анатолия Голубова известно немного. Со своей супругой он познакомился еще в юности. Муж и жена прожили достойную жизнь. Вырастили детей. Воспитывали внуков.