Детство и юность   

По сложившейся на русской земле традиции, родители отдают все силы и возможности, чтобы «поставить на крыло» своих детей. В этом смысле судьба Владимира Назарова четко укладывается в привычную матрицу. В биографии будущего композитора и режиссера отмечено, что он появился на свет 24 февраля 1952 года в обычной советской семье. Родители проживали в небольшом городке на юге Днепропетровской области. Отец трудился водителем. Мать работала в больнице. Мальчик оказался вторым из трех детей. С младых ногтей его готовили к самостоятельной жизни. Приучали к труду и аккуратности в повседневной обстановке.

В раннем возрасте Владимир ничем не отличался от приятелей, с которыми проводил время на улице. Однако повзрослев, одевался как денди. И до сих пор он демонстрирует образцы вкуса и элегантности в одежде. В школе Назаров учился неплохо. Получив свидетельство о восьмилетнем образовании, он поступил в музыкальную школу. С отличием завершив обучение без особых усилий поступил в Днепропетровское музучилище. И все бы завершилось хорошо, но у студента произошел конфликт с директором. Володю с треском выгнали и тут же призвали в армию. Ему пришлось на собственном опыте познать, что воинская служба – это не сахар.   

После демобилизации Назаров с товарищем решили «покорить» Москву. Для молодых людей во все времена это было обычным делом. В данной ситуации у Владимира имелся баян. Каким-то чудом ему посчастливилось получить работу массовика затейника в подмосковном доме отдыха. Именно здесь началась его профессиональная карьера и сложилась личная жизнь. В скором времени молодой и наблюдательный баянист заприметил среди отдыхающих интересную девушку. И на следующий день сделал ей самое серьезное предложение. Однако в те времена и девушки были серьезными – на призыв малознакомого, хотя и привлекательного парня Лида ответила вежливым отказом.

Астрологи и психологи до сих пор гадают о том, какое провидение вело Назарова по жизненному маршруту. Через короткий промежуток времени молодые зарегистрировали свои отношения в ЗАГСе. Муж и жена сняли комнатушку, из окна которой можно было разглядеть столичный институт культуры. Именно в это учебное заведение поступил Владимир летом 1974 года. За учебу студент Назаров взялся с присущей ему энергией и фантазией. Уже на втором курсе он организовал оригинальный ансамбль народных инструментов. Необычность музыкального коллектива заключалась в том, что ребята играли на старинных рожках, жалейках, брёлках. Группа так и стала называться - «Жалейка».   

Трудовые будни

В процессе учебы еще без полного профильного образования, студенты получили признание публики и критики. Истинная причина заключалась в том, что музыкальных коллективов типа «Жалейки» в Советском Союзе просто не существовало. Если где в глубинке еще использовались дудочки на свадьбах и посиделках, то о профессиональном уровне говорить было нечего. Некоторые психологи предполагали, что Владимир Назаров своими оригинальными творчеством пробудил глубокую генетическую память народа. Более того, ансамбль произвел своими выступлениями настоящий фурор во Франции и других европейских странах.

Чтобы усилить впечатление от звучания «сопелок» музыканты имели сценические костюмы, подобно тем, какие носили крепостные артисты графа Шереметьева. В 1978 году Назаров окончил институт культуры и отдавался творчеству без остатка. Уже через год ансамбль стал лауреатом Всесоюзного конкурса народной музыки в Ленинграде. И тут же отправился в гастрольную поездку по Кубе. На тот момент в Гаване проходил молодежный фестиваль стран латинской Америки. Надо особо отметить, что во всех поездках исполнители искали и находили редкие инструменты, записывали мелодии и песни. Простенькие мелодии после профессиональной обработки получали совершенно иное звучание. 

«Жалейку» часто приглашали на сборные концерты и совместные выступления. Весьма плодотворным оказалось сотрудничество со знаменитым ансамблем «Русская песня», которым руководила Надежда Бабкина. И так по крохам собирался репертуар, который уже не вмещался в привычную форму. Учитывая сложившуюся ситуацию, Владимир Назаров принимает решение о преобразовании «Жалейки». В 1982 году формируется Ансамбль фольклорной музыки. В новом формате собрано более двухсот инструментов. Соответственно потребовались более масштабные произведения и аранжировки. Изменился и состав исполнителей. Новая программа под названием «О любви на всех языках» тепло принимается в разных городах и странах.  

Музыкальный театр

Если посмотреть ежедневный график Владимира Назарова, то можно удивиться – как он все успевает? И откуда у него берутся идеи и силы? В 1993 году он окончил ГИТИС и получил специальность режиссера. После этого Назаров начал планомерную подготовку к следующему этапу своего творчества. Через несколько лет министр культуры Российской Федерации подписал приказ о создании Музыкального театра национального искусства. Нет нужды напоминать, кто сделал основной вклад в реализацию этого проекта.  

Надо сказать, что официальный документ министерства культуры только закрепил новый статус коллектива. К этому моменту подготовка шла уже давно. В первые же месяцы зрителям представили спектакль «Русские фрески двадцатого века». Затем провели масштабный фестиваль национального искусства, на который пригласили представителей всех стран СНГ. Это очень важное мероприятие, которое послужило сохранению общего культурного пространства братских народов.