История

В конце XIX века на архипелаге Огненная Земля была построена исправительная колония, первые заключенные прибыли туда в 1884 году. В 1902 году началось строительство комплекса зданий для обслуживающего персонала, также была проложена железная дорога на деревянных рейках для транспортирования материалов, преимущественно камней, песка и древесины. Первоначально тягловой силой железной дороги были быки, которые тянули вагоны по узкой колее шириной менее 1 м (3 фута 3 3⁄8 дюйма). В 1909 году начальник колонии сообщил аргентинскому правительству о необходимости усовершенствования железной дороги, и в 1909-1910 годах проложили новые пути шириной 600 мм (1 фут 11 5⁄8 дюймов) для парового локомотива. Эта обновленная железная дорога связывала колонию с лесничеством и пролегала вдоль береговой линии до городка Ушуайя, который быстро строился и развивался. Железная дорога была известна под названием «Поезд узников» (исп. Tren de los Presos) и доставляла в город древесину, необходимую как для строительства, так и для бытовых нужд.

По мере того, как вырубались окрестные леса, железная дорога постепенно продвигалась вглубь острова, вдоль долины реки Пипо. Строительство железной дороги дало  толчок для расширения колони и города.

В 1947 году исправительную колонию закрыли и на ее месте основали морскую базу. Два года спустя, в 1949 году землетрясение на Огненной Земле разрушило большую часть дороги, впрочем, правительство приложило усилия для быстрой расчистки линии и восстановления железнодорожного сообщения. Однако железнодорожная линия оказалась нерентабельной и в 1952 году ее закрыли.

Возрождение дороги как туристического объекта

В 1994 году железную дорогу перестроили под колею 500 мм (19 3⁄4 дюйма) и она снова заработала, хотя, в сравнении со своим тюремным прошлым, в значительно более роскошном виде — с шампанским и рестораном. В 1995 году для железной дороги приобрели в Великобритании новый паровоз модели 2-6-2T, который получил название «Камила», и еще один, аргентинский модели 4-4-0, который получил название «Порта». Кроме паровозов, для железной дороги приобрели еще три дизельных локомотива и два паровоза системы Гарратт. В 2006 году на железной дороге появился еще один паровоз, который получил название «Зубэта», в честь Гектора Родригеса Зубэти, судостроителя и первого популяризатора туризма на Огненной Земле.

На обновленной железной дороге поезда отправляются от станции «Конец света» (примерно в 10 км от аэропорта Ушуайя). Маршрут поезда пролегает вдоль долины Пико до ущелья Торо и далее до станции Cascada de la Макарена, где поезд делает 15-минутную остановку, в течение которой посетители могут узнать больше об истории и быте племени яґанів, коренного населения Огненной Земли, а также забраться на смотровую площадку. Далее поезд заезжает до национального парка, что лежит в долине между горами, и наконец доезжает до конечной станции El Parque, откуда посетители могут вернуться на начальную станцию тем же поездом или продолжить экскурсию по Огненной Земле.

В популярной культуре

Поезд Конца Света вдохновил американского певца Майкла Грейвза на написание песни Train to the End of the World с его альбома 2013 года Vagabond.