Воображаемый друг – персонаж, придуманный ребенком. С плодом своего воображения дети общаются либо дружат. Нередко придуманные персонажи кажутся их создателям очень даже реальными, хотя ребенок понимает, что приятеля на самом деле не существует.

Все в порядке! или Караул!

Ярким примером такого невидимого друга можно назвать Карлсона. Всем известен этот сказочный персонаж. Зато далеко не все знают, что в его честь назван синдром. Так именуют выдумывание воображаемого партнера.

Детская фантазия не ограничивается ничем. Малыш способен построить из стульев и одеяла сверхзвуковую ракету. В большой коробке скрывается целый мир, а электрогитару с успехом заменяет обычная метла. С таким воображением скучать не придется ни чаду, ни его родителям.

Неудивительно, что ребенок радуется появлению нового приятеля. Только вот ведь незадача: никто не видит этого друга кроме малыша. Невидимые друзья признаны обычным явлением для 3-5-летнего крохи. В этом возрасте бурно развивается фантазия.

Кризис трехлетнего возраста уже позади. От мамы малыши себя уже отделяют, они чувствуют самостоятельность, ощущают собственные потребности и желания. Вот только ни озвучить их, ни сформулировать малыш пока не способен.

Нередко родители воспринимают появление приятеля-невидимки с беспокойством. Такое явление как воображаемый друг принято считать чем-то вроде отклонения от нормы.

Это потому, что взрослым привычнее оценивать мир со своей колокольни, руководствуясь во всем логикой и серьезностью. Но для взрослой личности и для детской придуманные товарищи – огромная разница.

Приятели-невидимки вовсе не такая уж редкость. И это подтверждают современные исследования.воображаемые друзья: польза или вред

Почему он появился?

Так зачем же ребенку воображаемый друг? При наблюдении за малышом, который приобрел такого товарища, можно много узнать. Становится видимым даже то, что родители даже не подозревали о своем отпрыске.

В его играх с невидимкой отражаются и проблемы малыша, и сложности всей его семьи:

  • Избыточное давление.
  • Отсутствие новых впечатлений.
  • Нехватка общения.

Так, если в доме процветает давление и гиперопека, то и ребенок подавляет друзей-невидимок. Он запрещает им все, командует ими. Вероятно, он дублирует то, что происходит в семье с ним самим. Таким образом, родители могут взглянуть со стороны и на себя.

Если же малыш от реальности все время сбегает в свой мир, где может вести себя так, как пожелает, то в этом выражается другой аспект гиперопеки. Подобный тип поведения выбирают страдающие чувством вины детишки.

Они либо наказывают фантомных персонажей в своих фантазиях, либо напротив спасают от наказаний. Родителям стоит выяснить, из-за чего же ребенок чувствует за собой такую вину.

А, может, он хороший?

Если крохе недостаточно новых впечатлений, у него возникают друзья-невидимки. Целое море интереснейших приключений дети могут пережить именно в мире фантазий. Выход есть и из такой ситуации: развлечь ребенка.воображаемые друзья: польза или вредМожно сходить с ним в зоопарк, детский театр, на качели, наконец. Не нужно забывать про рассказывание сказок. Если весь день занят новыми впечатлениями, тут уж не до игр с воображаемыми приятелями.

Когда взрослые заняты либо младшими детьми, либо работой, либо своими делами, общения малышу не хватает. Вероятно, у него есть сложности в общении со сверстниками. Необходимо общаться с ребенком как можно больше: он все же важнее других проблем.

Но современными психологами доказано, что с не меньшим воодушевлением играют с воображаемыми товарищами и те дети, у которых есть братья, сестры, немало друзей в реальности. На появление невидимки не влияет широта круга общения.

С придуманным приятелем крохи нередко «проигрывают» все свои тайные желания: 

  • Если малыш мечтает, чтобы воображаемый товарищ защищал его, значит, ребенку и в реальности нужна защита.
  • Если в фантазиях малыш кого-то наказывает, вполне вероятно, что решать проблему придется с психологом.
  • Когда же крохе просто нравится играть с выдуманным щенком, может, пора и вправду приобрести ему песика.

Как действовать взрослым

Лучшим вариантом решения проблемы воображаемых друзей станет не игнорирование их и не показное принятие в семью. Намного результативнее предоставить ребенку самому решать степень взаимодействия взрослых с воображаемым приятелем.

Можно даже подыгрывать, добавляя за столом лишний прибор, послушать все истории и поинтересоваться здоровьем нового «Карлсона». Важно лишь провести четкую границу между выдумкой и жизнью наяву: за свои поступки должен отвечать ребенок сам, а не придуманные приятели.

Быть сторонними наблюдателями родителям сложно. Однако при желании можно заметить, что есть некие закономерности появления невидимых товарищей и их поведения. Так, приходить в гости они могут именно в тот момент, когда мама и папа затевают ссору.

Но крохе необязательно выдумывать друга для самозащиты. Чаще всего причиной появления иллюзорного товарища является желание малыша развлекаться и веселиться.

воображаемые друзья: польза или вред

Обычно к 7-9 годам невидимки сами по себе исчезают. Если же подобный приятель завелся у ребенка гораздо старше семи лет при условии отсутствия в детской жизни серьезных травм и изменений, вполне вероятно, что это сигнал: следует посетить детского психолога.