Детство Трюффо и знакомство с Базеном

Франсуа Трюффо, появившийся в феврале 1932 года, был внебрачным ребенком. Его мать, секретарша газеты «Иллюстрасьон» Жанин де Монферран, долго хранила в тайне имя биологического отца. Только во взрослом возрасте Франсуа узнал, что его звали Ролан Леви и он был стоматологом из Байонны (города в юго-западной части Франции).

Весной 1934 она Жанин де Монферран вышла замуж за сотрудника архитектурного бюро Ролана Трюффо, он усыновил ее сына и дал ему свою фамилию.

В школе Франсуа учиться не слишком-то нравилось. Он часто прогуливал уроки и плохо себя вел, за что его неоднократно исключали. В четырнадцать лет он решил окончательно бросить учебу и организовал с друзьями клуб фанатов кино, что позволило ему познакомиться с известным кинокритиком Андре Базеном. Он сумел увидеть в юном Франсуа подлинный талант и дал ему работу в своем киножурнале Cahiers du Cinema.

Когда юноше исполнилось восемнадцать, его попытались забрать в армию. Но к военной службе Франсуа относился отрицательно, и поэтому сбежал прямо с призывного пункта. Парня могли посадить за дезертирство, но Андре Базен смог замять этот инцидент и в итоге Трюффо просто комиссовали.

Первые шаги и первые успехи Трюффо как режиссера

В двадцатидвухлетнем возрасте Франсуа написал свой первый сценарий и снял по нему короткометражку «Визит». Однако этот проект не вызвал особого интереса у зрителей и критиков.

Франсуа понял, что ему недостает практических навыков, и поэтому устроился работать помощником маститого итальянского режиссера Роберто Росселлини. В 1957 году Трюффо снял вторую свою короткометражку «Шантрапа». Она была принята критиками гораздо лучше, чем «Визит».

А еще в 1957 году Трюффо связал себя брачными узами. Он взял в жены Мадлен Моргенштерн, дочке влиятельного кинопрокатчика. Супруги прожили вместе восемь лет, в течение которых Мадлен родила Франсуа двух дочек. Больше Трюффо ни разу не женился, но романов с разными женщинами (чаще всего актрисами) в его жизни было предостаточно.

В 1958 году Трюффо создал совместно с другом Жаном-Люком Годаром восемндацатиминутную киноленту «История воды», в которой были опробованы некоторые новаторские для своего времени ходы и приемы.

Год спустя, в 1959-м, Трюффо снял (уже без чьей-либо помощи) фильм «Четыреста ударов». Его вполне можно назвать автобиографическим, здесь показано многое из того, что пережил в юности сам Трюффо. А главного героя Антуана Дуанеля можно назвать вторым «я» режиссера. Эта работа принесла Трюффо приз Каннского фестиваля, номинацию на «Оскар» и мировую славу. Сегодня «Четыреста ударов» считается чуть ли не первым фильмом «французской новой волны» — важнейшего направления в европейском кино шестидесятых.

Творчество Трюффо после 1959 года

Далее Трюффо снял еще несколько интересных черно-белых фильмов — «Стреляйте в пианиста», «Жюль и Джим», «Нежная кожа». Большим событием в мире кино стала экранизация Трюффо знаменитого антиутопического романа Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» (1966). Это была первая работа французского мастера, снятая на цветную пленку.

В 1968 году в кинотеатрах появился фильм Трюффо «Украденные поцелуи». Здесь, как и в ленте «Четыреста ударов», главным героем является Антуан Дуанель (но уже, конечно, повзрослевший). Трюффо создал целый цикл фильмов, объединенных одним героем. В этот цикл также входят фильмы «Семейный очаг» и «Сбежавшая любовь».

Важной вехой в творчестве Трюффо как режиссера является фильм «Американская ночь» (1973). Название в данном случае отсылает к известному кинематографическому приему, который позволяет снимать днем ночные сцены. В этом фильме показываются герои, которые страстно влюблены в кино и готовы ради него на любые жертвы. «Американская ночь» была хорошо принята не только в Франции, но и в Штатах — Трюффо получил за него «Оскар».

Стоит отметить, что иногда Франсуа принимал участие и в проектах других режиссеров просто как актер. К примеру, в 1977 году он исполнил роль профессора в фантастической ленте Спилберга «Близкие контакты третьей степени».

Последние фильмы Трюффо и роман с Фанни Ардан

Наиболее успешным в французском прокате фильмом Франсуа Трюффо является фильм «Последнее метро» (1980). Здесь режиссер показывает зрителям один из театров в Париже в годы нацистской оккупации. Все герои — работники театра, которые в страшное и тяжелое для Франции время раскрываются с неожиданной стороны. Среди актеров, снявшихся в фильме — Катрин Денёв и Жерар Депардье.

Трюффо пригласил молодого Депардье и в следующую свою картину — «Соседка». Партнершей Депардье в этом фильме стала обаятельная Фанни Ардан. Во время съемок между Фанни и маститым режиссером вспыхнула любовь. В последние годы жизни Трюффо именно Ардан была его верной спутницей. Актриса даже родила от Франсуа ребенка, хотя официально их отношения так и не были оформлены. И в последнем кинофильме Трюффо — в детективе «Скорей бы воскресенье!» — именно Фанни Ардан сыграла главную роль.

В 1984 году у пятидесятидвухлетнего Франсуа Трюффо неожиданно обнаружили рак мозга, и уже в октябре того же года он скончался от этого страшного недуга. Он был похоронен на кладбище Монмартр.