Биография

Станислав Ростоцкий родился в 1922 году в небольшом городке Рыбинске Ярославской области в простой семье. Отец - Иосиф Болеславович - был врачом, а мать - Лидия Карловна - домохозяйкой.  Детство мальчика прошло в деревне, он ежедневно видел тяжелый  будни сельских тружеников и сам выполнял различную крестьянскую работу. Помимо обычных забав деревенской ребятни, Станислав увлекался чтением и очень любил посещать местный кинотеатр, еще в детстве он задумал связать свою жизнь с кинематографом.

В подростковом возрасте, Ростоцкий пробился на кинопробы к режиссеру Сергею Эйзенштейну, своему кумиру, и смог добиться утверждения на роль в небольшом эпизоде картины «Бежин луг».  Станислав просил о том, чтобы стать учеником мастера, но Эйзенштейн, сославшись на неподготовленность юноши и посоветовав ему учиться, отказал.

В 1940 году Ростоцкий поступил в Институт философии и литературы. Он надеялся позже стать студентом Института кинематографии, однако вскоре началась война и юношу призвали в армию. На фронте молодой человек испытал все ужасы войны, столкнулся со смертью. Этот опыт не прошел бесследно – снимая в будущем свои фильмы, он не раз возвращался к тяжелой военной тематике.

Зимой 1944 года Станислав Ростоцкий  в бою был тяжело ранен, несколько раз оперирован. Несмотря на все старания докторов, ему пришлось ампутировать ногу. Весной, получив инвалидность, мужчина возвратился в Москву и, не обращая внимания на тяготы и невзгоды, взялся за осуществление своей мечты. Станислав Иосифович поступает в Институт кинематографии на курс Григория Козинцева и с головой уходит в учебу.

Личная жизнь

Будучи студентом ВГИКа, Ростоцкий знакомится со своей будущей супругой Ниной Меньшиковой, которая училась там же, но была на несколько курсов младше его.

Девушка сразу обратила внимание на привлекательного молодого человека, но на серьезные отношения не рассчитывала, ведь тот всегда был окружен многочисленными поклонницами. Случай решил судьбу молодых людей – творческая командировка, в которую был отправлен Станислав с товарищем. Нина проявила инициативу и поехала вместе с двумя незнакомыми мужчинами в качестве кухарки. Совместный быт сблизил парня и девушку, через некоторое время молодые люди полюбили друг друга и поженились. В браке у них родился сын Андрей, ставший позже известным актером.

На счету Нины Меньшиковой много работ в кино.  Среди самых известных фильмы:

  •  «Девчата»,
  •  «Чудотворная»,
  •  «Баллада о солдате».

Она участвовала в съемках лишь одной киноленты, снятой мужем. Это была роль Светланы Михайловны, учительницы русского языка и литературы, в культовом «Доживем до понедельника»

Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова счастливо прожили в браке 45 лет.

Карьера режиссера

В 1952 году Ростоцкий получает диплом ВГИКа. К тому времени он уже состоявшийся режиссер. Его направляют на стажировку на киностудию им. Горького, где он и будет трудиться всю оставшуюся жизнь. Постановка «Земля и люди», увидевшая свет в 1956 году – самостоятельный дебют Ростоцкого.

Затем был отснят «Дело было в Пенькове» (1957 г.), один из наиболее известных советских фильмов, при участии Вячеслава Тихонова и Светланы Дружининой, посвященный такой близкой для Ростоцкого деревенской теме. Следующими драмы -  «Майские звезды» (1959 г.) и  «На семи ветрах» (1962 г.), которые отличаются лиричностью и  проникновенностью, что позволяет зрителю прочувствовать «тихий» героизм и драму людей во время войны.

А вот перенесенные на экран лермонтовские новеллы «Бэла», «Максим Максимыч» и «Тамань» в кинофильме «Герой нашего времени», которые вышел в 1967, критики не считают удачными для Ростоцкого, не смотря на то что, в целом работа получилась лирической, страстной и литературно и исторически реалистичной.

С 1968 года режиссер одну за другой  выпускает картины, имеющие оглушительный успех и ставшие впоследствии культовыми:

  •  «Доживем до понедельника» (1968 г.), фильм - визитная карточка Ростоцкого, повествующий о школьной драме;
  •  «А зори здесь тихие»(1972 г.) по повести Бориса Васильева. Эту картину Ростоцкий посвятил медсестре Анне Чегуновой, которая спасла его во время войны, вынеся с поля боя с тяжелым ранением. Лента была номинирована американской академией киноискусства на премию «Оскар», как и следующая в списке.
  •  «Белый Бим Черное ухо»(1976 г.), фильм, отмеченный Ленинской премией, а также взявший Гран-при фестиваля в Карловых Варах, стал одной из лучших кинолент для подростков и детей.
  •  «Из жизни Федора Кузькина» (1989), одна из последних работ Ростоцкого, снятая   по повести Бориса Можаева «Живой». В ней он как будто бы возвращается к началу своей творческой биографии и опять рассказывает о людях, работающих на земле, теперь с еще большей открытостью и резкостью.

Станислав Иосифович – автор большого числа статей в различных журналах о кинематографе - «Искусство кино», «Советский экран» и других. Был председателем жюри пяти Московских международных кинофестивалей.  Он — член Союза кинематографистов СССР и РСФСР. Преподавал во ВГИКе.

В начале 90-х годов режиссер перестал снимать. На накопления и пенсию инвалида войны Ростоцкий и Меньшикова ведут тихую, неспешную жизнь и наслаждаются этим.

В 1998 году Ростоцкий, давно пропавший с экранов, появился в роли генерала Синтянина в многосерийном телефильме режиссёра А. С. Орлова «На ножах» (по роману Н. С. Лескова).

Смерть

В августе 2001 года Станислав Ростоцкий умер от сердечного приступа за рулем своего автомобиля по пути в Выборг на кинофестиваль «Окно в Европу». Согласно медицинскому заключению, смерть наступила мгновенно от обширного инфаркта.

Спустя год после смерти отца погиб сын Ростоцкого – Андрей. Трагедия произошла на съемках фильма в Красной Поляне, мужчина сорвался с горы. Нина Меньшикова прожила еще пять лет и тоже покинула этот мир. Эта удивительная, полная любви семья ушла резко и очень неожиданно. Все они похоронены в Москве на Ваганьковском кладбище.