Перевозка детей по правилам (юридическая информация)

В 2017 году были внесены некоторые изменения в ПДД, в том числе и по части перевозки пассажиров. Внесение изменений утверждены Постановлением Правительства за номером 761. Постановление датировано июнем 2017 года. Среди утвержденных изменений есть поправки к статье 22 Правил дорожного движения под названием «Перевозка людей». Пункт 22.9 этой статьи в настоящее время четко разделяет детей по возрасту: с рождения до исполнения ими семи лет, с 7 лет до исполнения 12 лет и старше 12 лет.

Данный пункт четко прописывает, что пока дети не достигнут возраста 7 лет, они могут перевозиться в легковом или грузовом автомобиле только при помощи детского удерживающего устройства (ДУУ) или детской удерживающей системы. Важно, чтобы удерживающее устройство обязательно соответствовало росту и весу маленького пассажира. Для детей от 7 до 11 лет включительно правила в целом аналогичные, то есть их можно перевозить при помощи ДУУ или пристегивая штатными ремнями безопасности, установленными заводом-изготовителем автомобиля, если дети перевозятся на заднем сидении. Но есть и дополнение: если перевозку ребенка планируется осуществлять на переднем сидении, то только при помощи ДУУ. То есть малыша возрастом 7-12 лет нельзя перевозить на переднем сидении без ДУУ.

Особо отмечено, что используемая система должна соответствовать росту и весу и должна устанавливаться в транспортное средство в соответствии с рекомендациями производителя этой системы. При этом в правилах совершенно никак не объясняется, что это за «удерживающие устройства», не приводятся их характеристики и перечень. А их ведь существует великое множество. Какие из них относятся к удерживающим системам, а какие нет? На ум сразу приходят автокресла и бустеры. Но есть еще и бескаркасные автокресла и направляющие лямки. Какие именно устройства разрешены по правилам?

Что относится к удерживающим устройствам (европейский стандарт)

По вопросам, касающимся удерживающих систем для детей, которых перевозят в транспортных средствах, есть стандарт за номером 44/04. Он разработан Европейской экономической комиссией ООН. В нем имеется определение удерживающего устройства.К детским удерживающим устройствам или системам относятсяустройства, состоящие из ряда элементов. Это могут быть лямки, лямки с пряжками, люльки, съемные кресла, сидения, противоударные экраны. Эти элементы обычно съемные и закрепляются в дополнение к штатным ремням автомобиля. Составляющие таких систем могут использоваться как в комплексе (несколько сразу), так и по отдельности. К примеру, противоударный экран и дополнительное сидение могут использоваться вместе. ДУУ могут крепиться в машине, как штатными ремнями, так и с помощью системы ISOFIX в зависимости от конструкции.

Описываемый европейский стандарт делит все ДУУ на пять групп по весу малыша. Группа «0» — до 10 килограммов, «0+» — до 13 килограммов, в группе 1 вес должен быть от 9 до 18 килограммов, во второй — от 15 до 25, а в третьей — от 22 до 36 килограммов. Понятий «автокресло» и «бустер» в данных правилах нет. Там есть понятие «безопасное сиденье для детей», которое включает в себя непосредственно само сидение (тот самый «бустер»). Там есть понятие «сиденье» — составная часть удерживающей системы, на котором сидит маленький пассажир (то самое «автокресло»).

С понятием «автокресло» там сопоставляются еще два вида удерживающих систем: «детская люлька», в которой младенец перевозится в лежачем положении перпендикулярно направлению движения транспортного средства, и «съемное детское кресло», которое устанавливается против движения. Понятия «сиденье», «детская люлька» и «съемное детское кресло» сопоставимы с привычным названием «автокресло», но с разделением по возрасту. Кроме этого еще одним важным критерием удерживающих устройств является класс их конструкции.

Есть два вида конструкции: цельная и нецельная. Цельная конструкция включает в себя лямки, пряжки, дополнительное сиденье, возможность натяжения ремней, то есть конструкция, которая сама по себе защищает ребенка в независимости от наличия или отсутствия других устройств. Нецельная конструкция может включать в себя частичное удерживающее устройство, функционал которого зависит от ремней безопасности автомобиля.

Вероятно, судя по определению, к цельным конструкциям будут относиться все виды автокресел (в привычном понимании), а к нецельным — сиденье (то есть бустер). Более подробно возможность использования того или иного удерживающего устройства можно изучить в таблице, которая размещена в стандарте 44/04. Использование безопасного сиденья для детей (бустера) возможно в группах 2 и 3. То есть если пассажир весит более 15 килограммов, то можно рассмотреть вопрос об использовании бустера.

Краткая инструкция: как правильно выбирать и использовать бустер

Изучив европейский стандарт, мы выяснили, что бустер может использоваться вместо автокресла. Систематизировав всю информацию, представим по пунктам, как правильно выбрать бустер и использовать его. Перед выбором стоит помнить, что детское автокресло значительно безопаснее бустера. Но бустер дешевле автокресла и в некоторых ситуациях автокресло невозможно применить. Это может быть в случае, когда ребенку еще не исполнилось 12 лет, но он очень высокий, при этом он может весить меньше 36 килограммов (максимальный вес для детских автокресел). В таком случае использовать классическое автокресло просто не получится.

Также стоит помнить, что его можно использовать только в том случае, если роста ребенка будет достаточно для того, чтобы правильно пристегнуть его сидящим в этом бустере. Если ребенок небольшого роста и весит более 15 килограммов, то сидеть в бустере ему будет не безопасно, и не важно, что ему уже исполнилось 7 лет. Именно вот этот момент подразумевается в ПДД во фразе «удерживающее устройство обязательно должно соответствовать весу и росту ребенка». Ведь в инструкциях к автокреслам нет указаний по росту малыша, есть только указание по его весу. Этот момент учитывается уже на месте: удобно ли расположен подголовник кресла, удобно ли малышу в устройстве, пристегнутом штатным ремнем, где расположен ремень и т.д.

  1. Выбирать бустер нужно по весу. Есть два варианта: от 15 до 25 килограммов и от 22 до 36 килограммов.
  2. Выбираем материал, из которого изготавливают сидение. Самый дешевый и ненадежный материал — это пенопласт. Средний по стоимости и цене — пластик. А самый дорогой и прочный — металл (вернее, из металла там только каркас, остальное из пластика).
  3. Проверяем наличие сертификата соответствия.
  4. Лучшими считаются сидения, выпускаемые фирмами Graco, Chicco, Heuner, Clek Ozzi. Они соответствуют всем международным стандартам.
  5. Сидение и подлокотники должны быть удобными.
  6. Сидение лучше примерить на месте. Ребенка нужно усадить, пристегнуть. Ремень должен располагаться правильно. Верхняя его часть должна проходить через середину плеча, а нижняя — плотно обхватывать тазовую часть. Голова ребенка должна упираться в подголовник. Сидение не должно слишком высоко поднимать ребенка.
  7. Для перевозки детей до 7 лет обязательно нужно использовать удерживающую систему. Учитывая таблицу, использование бустера для групп «0», «0+» и «1» недопустимо. Если ребенок вырос из группы «1» по весу (весит более 18 килограммов), то необходимо приобрести автокресло с разрешенной массой до 36 килограммов. Важно, чтобы максимальный разрешенный вес ребенка, указанный в инструкции, соответствовал фактическому весу ребенка.
  8. Лучше установить сидение сзади за пассажиром (не за водителем).
  9. Для перевозки детей старше 7 лет, но младше 12 на заднем сидении по новым правилам удерживающую систему можно не использовать. Но это не значит, что ребенка, достигшего определенного (семилетнего) возраста, но не доросшего до комфортного и безопасного пристегивания автомобильными ремнями, нужно ими пристегивать, как придется. Поэтому если рост ребенка не позволяет пристегнуть его правильно штатными ремнями, обязательно нужно приобрести бустер.
  10. Для перевозки детей 7-12 лет на переднем сидении также приобретается или автокресло, или бустер.

Вот такие сложные правила. Но нужно потратить немного времени, чтобы их изучить, понять и запомнить всем водителям и родителям. Ведь безопасность ребенка гораздо важнее, чем наше время.