Из станицы в столицу

В первой половине 20-го века для советских людей важнейшим из искусств было кино. В этом тезисе нет преувеличения. После революции и Гражданской войны в стране приступили к строительству нового общества. Биография Народной артистки России Валентины Телегиной даже в мелочах совпадает с историей Советского государства. По данным, указанным в метрике, девочка появилась на свет 23 февраля 1915 года в казачьей семье. Телегины на тот момент проживали в городе Новочеркасске. Ребенка, как было принято, воспитывали в простоте и строгости.

На протяжении многих веков мало кто интересовался, как живет простая женщина из тяглового сословия. Это о дворянках писали романы, ставили спектакли и снимали фильмы. И только с приходом Советской власти к труженицам стали проявлять внимание и заботу. Если говорить про Телегину, то перед казачкой открылась реальная перспектива получить достойное образование и приличную работу. Когда она пошла в школу, здесь уже был другой порядок и другая атмосфера по сравнению со старым режимом. Бойкую девчонку сразу же привлекли к участию в художественной самодеятельности.   

Здесь она получила первое представление о работе на сцене. Конечно, закостенелые нравы родни и соседей противились легкомысленному увлечению девушки. Но Валентина вопреки угрюмому протесту собралась и поехала в Ленинград. Без особых препятствий поступила в Институт сценического искусства. Началом профессиональной актерской карьеры стали съемки в фильме Сергея Герасимова «Люблю ли я тебя?». В 1937 году получившую диплом Телегину пригласили в труппу Театра им. Ленсовета.   

Признание и успех

Во время войны ей пришлось побывать под бомбежкой и оказывать реальную помощь раненым бойцам. На театральной сцене и на съемочной площадке Валентина Телегина вела себя естественно и органично. Ее персонажи в буквальном смысле слова были списаны с живых людей. Актриса по собственному опыту знала, как живет и чем дорожит доярка или ткачиха. Важно подчеркнуть, что и другие, более содержательные роли ей удавались блестяще. Подтверждением этому служат роль народного судьи в фильме «Суд», разумной женщины в ленте «Член правительства», научного сотрудника в картине «Весна».

Валентина Петровна много работала. Не только снималась, но и охотно озвучивала разные роли. Знавшие ее люди отмечают, что за кадром Телегина была интеллигентной и тактичной женщиной. Но сформировавшийся стереотип довлел над режиссерами. Ей предлагали роли, которые предназначены для того чтобы контрастно оттенять главного героя. Актриса соглашалась, не демонстрируя апломба или высокомерия. Интересно отметить, что зрители частенько запоминали именно ее. Прочие персонажи быстро стирались из памяти.

О личной жизни Телегиной известно не много, не считая сплетен и слухов. Любовь к режиссеру не приводит к созданию семьи. Хотя в кино муж и жена могут подолгу работать бок о бок. Так получилось, что Валентина Петровна родила дочь и воспитывала ее одна. Ничего нового в ее жизненном сценарии нет. Ничего нового и ничего хорошего. По жизни она заслужила более счастливую судьбу. Но что-то не сложилось. Валентина Телегина скончалась в октябре 1979 года.