Эрнст Теодор Амадей Гофман – разносторонне развитый человек, талантливый немецкий композитор и художник, всемирно известный литератор-романтик. Его произведения, не оцененные по достоинству современниками, вдохновили многих знаменитых людей на создание собственных шедевров.

Детские годы

В 1776 году в семье юриста Кристофа Людвига Гофмана произошло радостное событие – 24 января родился сын. В это время семья жила в прусском городе Кёнигсберге (современный Калининград). Ребёнок был крещён как Эрнст Теодор Вильгельм. Когда он подрос, то поменял третье имя – в знак любви к Моцарту – на имя «Амадей».

В домашней уютной обстановке малыш прожил только 3 года, а потом отец и мать развелись. И его воспитанием занялась бабушка по линии матери. Учился мальчик в реформатской школе, и уже в детстве у него проявился музыкальный и художественный талант. На развитие характера и способностей мальчика сильно повлиял дядя. Он, как и отец, занимался юриспруденцией, но был человеком одарённым, мистически настроенным.

Образование и карьера

В 1792 году при выборе профессии юноша тоже пошёл по стезе служителей Фемиды. Закончив в 1800 году Кенигсбергский университет, Эрнст начинает судейскую деятельность в польском городе Познани. Спустя два года, из-за карикатуры на власть предержащих, молодого служащего переводят в городок Плоцк. Находясь в вынужденной ссылке, Гофман изучает композицию, пишет церковную музыку и всеми силами стремится вырваться из изоляции. В 1804 году ему это удаётся, и вместе с семьёй (он уже женат) Гофман переезжает в Варшаву.

В конце тысяча восемьсот шестого года в город входят войска императора Наполеона, государственные учреждения закрываются. Эрнст Теодор Амадей Гофман остаётся без работы и по-настоящему берётся за музыку. Под псевдонимом Иоганн Крейслер он пишет сонаты, оперы, балеты. С 1808 по 1815 год он пробует себя в роли капельмейстера, работает дирижером в Лейпциге, Дрездене, занимается во «Всеобщей музыкальной газете» музыкальной критикой, даёт частные уроки. Но, увы, это не приносит больших заработков, и семье приходится перебиваться.

Литературное творчество

В тысяча восемьсот шестнадцатом году Гофману предлагают должность в Берлине, и он смиряется с необходимостью служить ради денег. Зато больше нет нужды, и всё свободное время он посвящает литературной работе. Именно тогда создаются шедевры, принёсшие автору мировую славу. Роман «Эликсиры сатаны» Гофман заканчивает в 1815 году, сборник «Серапионовы братья» – в 1820 году. Одновременно он работает над небольшими произведениями: рассказами, сказками, новеллами. Двухтомник «Житейские воззрения кота Мурра» автор пишет около 3-лет. После окончания работы в конце тысяча восемьсот двадцать первого года умирает его любимый кот. Это действует на Гофмана удручающе. В 1822 году писатель уже очень болен, но дописывает роман «Повелитель блох», который своей острой сатирой привёл в раздражение членов правительства. Полностью произведение опубликуют лишь в 1906 году.

Личная жизнь

Личная жизнь Гофмана была насыщенной и интересной. Ещё во время учёбы в университете, подрабатывая музыкальными занятиями, юноша вступает в отношения со своей ученицей Дорой Хатт. Эта красивая женщина была намного старше его и имела мужа и пятерых детей. Любовники встречаются несколько лет. Родные пытаются образумить пылкого влюблённого и отправляют Эрнста в Глогау к дяде по материнской линии. Юноша изредка, но продолжает приезжать к возлюбленной. Последнее свидание происходит в 1797 году. Эрнст наконец-то внял просьбам родни и был помолвлен со своей двоюродной сестрой Минной Дёрфер.

 Гофман расторгает помолвку, переходит в католичество и вступает в брак с Михалиной Рорер-Тжчиньской. Они вместе уезжают в Плоцк. Через три года у них рождается дочь Цецилия, которая умирает в 2-летнем возрасте. О своей женитьбе на Мише (ласковое прозвище жены) писатель никогда не сожалел. Она всегда оставалась для него надёжным другом и тихой заводью в бурном океане страстей.

Через девять лет после своей женитьбы Гофман страстно влюбляется в юную девушку, которой он преподаёт вокал, – Юлию Марк. Миша узнаёт об этом и очень ревнует мужа. Гофман просто сходит с ума от любви и замышляет самоубийство. Родственники молодой девушки срочно ищут Юлии достойного жениха, устраивают помолвку, а потом и свадьбу. Страдающий Гофман пишет мистический рассказ «Дон Жуан», блистательную музыку к опере «Аврора». В этих работах находит выход его боль из-за неразделённой любви. Его ум был остёр и подмечал смешные и забавные стороны жизни. При таком здоровом рассудке, он весь был наполнен мистицизмом, демонизмом и фантастическими образами. В 1822 году Гофман умер, ему было всего сорок шесть лет. Полгода до своей кончины он мужественно сражался с болезнью и постоянно работал, стараясь успеть доделать всё начатое. 25 июня его не стало. Но он живёт в своих произведениях, где нет спокойствия, где фантазия переплетается с юмором, где мрачные образы врываются в современный мир и будоражат читателя.