Детство и юность

Вильгельм Рихард Вагнер родился в Лейпциге 22 мая 1813 года девятым ребенком в семье. Его отец умер через несколько месяцев после рождения сына, а мать – Йохана Розина – уже через полгода после этого снова вышла замуж за художника и актера Людвига Гейгера. Рихард любил и уважал отчима, и стремился быть на него похожим. Гейгер, в свою очередь, всячески поддерживал тягу приемных детей к искусству. В 15 лет Рихард, вдохновленный произведениями Шекспира и Гете, написал большую трагедию – «Лойбальд и Аделаида». Трагедия не понравилась родным, и он решил написать к пьесе музыку, однако скоро понял, что для этого ему не хватает музыкального образования. Вагнер начинает изучать гармонию и теорию музыки у кантора церкви святого Фомы, где его крестили когда-то, где он ходил в гуманитарную школу, и где в XVIII веке на протяжении 25 лет кантором служил Иоганн Себастьян Бах.

Дом, в котором родился Вагнер

Через год Рихард Вагнер написал первую оперу «Капризы любовников» с либретто по одноименной пьесе Гёте. Ни слова, ни музыка этого произведения не сохранились, но то, что юный Вагнер начал свою карьеру композитора с написания оперы – не случаен. История музыки разделяет жанр оперы на довагнеровский и послевагнеровский период. Вагнер привнес в этот жанр сквозную драматическую композицию, подчинив ей, и музыку и либретто и сценические действия.

Начало музыкальной карьеры

В 1829-1830 годах Рихард пишет несколько малых произведений: фортепьянную сонату, струнный квартет, но и они не находят поддержки у близких. Начинающему композитору по-прежнему не хватает теоретических знаний.

В 1831 году Рихард Вагнер продолжает образование, поступив в Лейпцигский университет.

В 1832 году он создает либретто и начинает писать музыку к своей опере «Свадьба». Однако, не заканчивает произведение под влиянием критики своей старшей сестры, которая к тому времени была уже популярной актрисой. До нас дошли только три фрагмента первого действия оперы.

В 1833 году Рихард Вагнер получает место хормейстера в оперном театре Вюрцбурга.

В 1833 году друг Рихарда, музыкальный критик и либреттист Генрих Лаубе, предлагает ему свое либретто к опере под названием «Костюшко». Вагнер ознакомился с текстом и заявил, что Генрих неправильно понимает принцип воспроизведения в музыкальном произведении героических событий. Отныне он решает, что только сам будет писать либретто к своим операм. Идею Лаубе Рихард кардинально переделывает, заменив героических польских панов ан персонажей из сказки Карло Гоцци «Женщина-змея». Свою оперу он называет «Фея». Это – первое законченное большое произведение Вагнера, дошедшее до наших дней. Правда, первое ее исполнение произошло уже после смерти композитора.

Рихард Вагнер

Вскоре после написания оперы «Феи» молодой музыкант переезжает в Магдебург, где ему предложили место дирижера в оперном театре. Следующие годы были тяжелыми для Вагнера. Он работает а разных театрах: в Кенигсберге, в Риге, в Париже, в Дрездене, но нигде ему не платят достаточно для того, чтобы не испытывать нужду. Он даже вынужден подрабатывать переписыванием нот, но все равно не может расплатиться с долгами. Тогда же он, чтобы заработать еще хоть немного, пошел петь в хор. Однако быстро выяснилось, что у композитора нет никаких способностей к пению, и эту подработку пришлось оставить. Все это время он продолжает сочинять. В эти годы им были написаны и поставлены оперы «Запрет любви» и «Риенци, последний трибун».

Первое признание в качестве композитора

В Париже, в 1840 году, Вагнер пишет концертную увертюру «Фауст». Произведение задумывалось как опера, но, впоследствии, композитор решил ее оформить в виде небольшого законченного произведения. Увертюра была благосклонно принята критиками. П.И. Чайковский, который в целом скептически относился к Вагнеру, дал «Фаусту» исключительно высокую оценку.

В 1841 году Вагнер пишет оперу «Летучий голландец». Это было первое его произведение, в котором окончательно сложился его новый подход к опере как цельному и законченному драматическому произведению, в отличие от принятого до сих пор построения оперы в виде самостоятельных, часто не связанных с собой, музыкальных фрагментов. Вернувшись из Парижа в Германию, он ставит на сцене дрезденского оперного театра «Риенци» и «Летучего голландца» и, наконец получает признание. Здесь же он поступает на должность саксонского королевского придворного капельместера.

В Дрездене Рихард Вагнер пишет оперы «Тангейзер» и «Лоэнгрин» в основе сюжетов которых лежат романтические германские сказания. Период благополучного существования в столице саксонского королевства заканчивается для него в 1849 году, когда в Дрездене произошло республиканское восстание. Вагнер принимал в нем участие и даже познакомился с Михаилом Бакуниным, который был одним из руководителей комитета общественной безопасности. Восстание было подавленно с многочисленными жертвами. На Вагнера был выписан ордер на арест и ему пришлось эмигрировать в Швейцарию.

Ордер на арест Вагнера

Следующие двенадцать лет он прожил в эмиграции. Писал теоретические труды, в которых изложил свои взгляды на музыкальную эстетику и на связь искусства с реальной жизнью, дирижировал оркестрами в Брюсселе, Париже и Лондоне. В эти годы же он увлекся философией Шопенгауэера. В конце 1850-х годов Вагнер создал оперу «Тристан и Изольда» - гимн любви и смерти, одно из самых известных своих произведений.

Дружба с Фридрихом Ницше

В 1862 году, когда Вагнер был уже амнистирован и вернулся в Германию, клавир «Тристана и Изольды» попал к Фридриху Ницше. Будущему знаменитому философу тогда было всего 18, он уже преподавал в греческую филологию университете и еще мечтал стать музыкантом. Опера Вагнера его потрясла настолько, что до конца жизни он считал его самым выдающимся музыкальным произведением. Ницше написал как-то своему другу: «Я не в состоянии относиться к этой музыке с холодной критикой, все фибры моей души, все нервы содрогаются у меня, и я давно не испытывал такого продолжительного восхищения.» В 1866 году в доме своих друзей, хозяйка которого была сестрой Вагнера, Ницше был представлен известному композитору и получил возможность пообщаться с ним. В ходе беседы выяснилось, что оба – и молодой филолог, и 53-летний маститый композитор – увлечены Шопенгауэром, что обоих интересует история и литература древней Греции и что оба мечтают о возрождении духа германской нации и великом переустройстве мира. Ницше написал после этой встречи: «Вагнер - гений, в том смысле, как понимал его Шопенгауэр».

Тристан и Изольда

Через три года это знакомство гениального философа и гениального композитора продолжилось и переросло в дружбу. Ницше не только восхищается и вдохновляется Вагнером, но, под влиянием его новаторских взглядов на музыку и не менее новаторских произведений, сам встает на путь искреннего, бескомпромиссного и не ограниченного никакими нормами выражения своих мыслей. По словам Стефана Цвейга, «Философ академического толка умирает в нем в одну ночь.»

Через несколько лет эта дружба закончилась. Ницше обвиняет творчество Вагнера в несоответствии требованиям прекрасного, а тот высказывается о книгах Ницше как печальном проявлении душевной болезни. Тем не менее, эти годы дружбы и тесного общения оказали огромное влияние на обоих.

Женщины Рихарда Вагнера

В 1870 году Вагнер влюбился в дочь Ференца Листа – Казиму. Она на тот момент была замужем, но ее ответное чувство было настолько сильным, что она развелась и стала женой композитора.

Казима Вагнер

До этого Вагнер уже был женат. Со своей первой женой – Минной Планер – будущий композитор познакомился в 20 лет. Их брак продлился три десятилетия, но супруги считали его обоюдным недоразумением. Тем не менее, все эти годы композитор делился с женой своими творческими замыслами и прислушивался к ее мнению.

Минна Вагнер

Будучи женатым на Минне, Вагнер воспылал страстью к другой замужней женщине. Матильда Вездонк стала его музой. Ей посвящена опера «Валькирия», она стала источником вдохновения при написании «Тристана и Изольды».

Любовный треугольник Вагнера завершился в 1870 разводом с Минной и разрывом отношений с Матильдой. Вскоре после этого Вагнер воспылал чувствами к Казиме. Она прожила с великим композитором до самой его смерти в 1833 года, а после ухода Вагнера возглавила и сделала всемирно известным Байройтский музыкальный фестиваль, который до сих пор ежегодно проходит в театре, построенном под руководством самого Вагнера.