Итоговая оценка за четверть, полугодие и год выставляется из расчета среднего балла успеваемости, и оценка за контрольную влияет на итоговую практически также, как и все остальные полученные отметки. Однако в некоторых случаях, если после полученной за контрольную работу оценки средний балл устанавливается на спорной границе, например, на 3,5 или 4,5, то учитель может ученику дать дополнительное задание, которое и будет решающим.

Также стоит отметить, что в некоторых школах при выставлении оценок учителя смотрят, за что конкретно была получена та или иная отметка, и только после этого принимают решение об итоговой. Дело в том, что в большинстве школ численность классов составляет 25 человек и больше, опросить такое количество детей на уроках невозможно, поэтому учителям ничего не остается, как оценивать выборочно домашние работы школьников и выставлять эти оценки в журнал. Но ведь эти оценки не могут быть равносильны отметкам, полученным учениками при ответе на уроке у доски, так как нет уверенности, что домашняя работа была сделана самостоятельно без помощи старших родственников. И вот в этом случае оценка за контрольную может весомо отразиться на итоговой, причем в некоторых случаях не в пользу ученика.

Например, если у ученика за домашние работы сплошь одни пятерки, а за ответы на уроке и контрольную - четверки, то учитель может поставить итоговую за четверть четыре, даже если средний балл будет в пользу пятерки.