Что называют конфликтом интересов

Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» определяет конфликт интересов как особую ситуацию, когда вполне определенная личная заинтересованность госслужащего способна влиять на правильное исполнение им обязанностей по должности. При этом вполне может возникнуть острое противоречие между интересами должностного лица и интересами граждан, организаций, всего общества или государства.

Под личной заинтересованностью обычно понимают фактическую возможность должностного лица, его друзей, знакомых или родственников получить неосновательное обогащение (доход) в форме материальной выгоды.

Законодательство возлагает на служащих обязанность исключать потенциальную возможность появления конфликта интересов. Если такие ситуации все же возникают, должностное лицо обязано известить об этом свое начальство.

Для предотвращения конфликта интересов предусмотрен отвод служащего, порядок которого определен законом. Другое решение состоит в изменении служебного положения лица – вплоть до отстранения его от должности.

Где может возникнуть конфликт интересов

Можно назвать несколько основных областей, где наиболее вероятно проявление конфликта интересов:

  • выполнение служащим функций в отношении родственников;
  • владение вкладами в банках или определенными ценными бумагами;
  • получение подарков;
  • судебные разбирательства;
  • имущественные обязательства;
  • нарушение запретов, которые установлены законодательством.

Конфликт интересов: типовые ситуации

Одна из типовых ситуация, где имеет место конфликт интересов, может определяться наличием у родственников или друзей служащего ценных бумаг предприятия, на работу которого этот служащий способен повлиять.

Другая ситуация – когда родственники должностного лица являются владельцами организации, которую он проверяет. Или же они работают в такой организации, а также планируют устроиться туда на работу.

В жизни возможна ситуация, когда служащий введен в состав аттестационной комиссии или комиссии по проведению ответственной проверки, которая принимает решение, имеющее отношение к родственнику служащего.

Нередки ситуации, когда служащий на возмездной основе выполняет работы, которые заказывает государственный орган, где служащий замещает определенную должность.

При конфликте интересов, которые некоторым образом связаны с оплачиваемой работой, внимания заслуживают лишь некоторые варианты конфликта интересов. К примеру, если госслужащий дает консультацию по порядку проверки предприятия, ведет работы, которые нужны для устранения каких-то нарушений, готовит пакет документов для представления его в государственные органы, то в этом случае он не только осуществляет функции управления, но и оценивает результаты собственной деятельности. Конфликт интересов налицо.

Конфликт интересов возникает и тогда, когда служащий уполномочен принимать решения по закупке товаров, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности, определенными правами на которые обладает либо он сам, либо кто-то из его родственников.

Отдельного рассмотрения требуют ситуации, связанные с отношениями служащего с бывшими работодателями. Конфликт интересов возникает, если служащий может влиять на решения, имеющие отношение к предприятию или организации, где он работал до момента приема на государственную службу.

Следует понимать, что не в любом случае выполнение госслужащим функций управления в отношении родственных с ним лиц влечет за собой неразрешимый конфликт интересов. Любая ситуация такого вида должна рассматриваться руководителем служащего или представителем нанимателя в индивидуальном порядке.

Госслужащему необходимо воздерживаться от переговоров о будущем трудоустройстве с теми организациями, в отношении которых он выполняет некоторые управленческие функции. Если подобный конфликт интересов все же возникает, он обязан письменно доложить о нем руководителю. Если не принять меры к устранению конфликта, это может нанести значимый ущерб репутации органа власти.

Как быть, если госслужащий получает какие-либо награды, специальные или почетные звания от общественных объединений, политических партий, иностранных государств? Если в его обязанности по должности входит непосредственное взаимодействие с такими организациями, принимать награды по закону служащий не имеет права. В противном случае это может вызвать сомнения в объективности служащего при выполнении им обязанностей и в его беспристрастности.

Следующая ситуация непосредственно связана с информацией, полученной при выполнении возложенных на служащего обязанностей, которую он имеет возможность использовать. Такие сведения, недоступные широким кругам, могут дать некоторым организациям конкурентные преимущества. В особенности это касается коммерческих сделок. По этим причинам госслужащему запрещено разглашать сведения, имеющие конфиденциальный характер и ставшие известными ему по службе.

Конфликт интересов и подарки

Отдельная область возникновения конфликтной ситуации – подарки. Госслужащему рекомендуется отказываться от подарков, которые ему предлагают организации, в отношении которых чиновник осуществляет контрольные функции. При этом стоимость подарков или повод дарения значения не имеют.

Если руководитель государственного служащего узнал, что его подчиненный получил такой подарок, следует выяснить, не связан ли дар с исполнением служащим его прямых обязанностей. Если подобная связь установлена, служащего могут привлечь к ответственности. При назначении наказания учитываются:

  • характер коррупционного правонарушения;
  • обстоятельства правонарушения;
  • тяжесть нарушения;
  • результаты предшествующей работы государственного служащего.

Даже если принятый служащим подарок никак не связан с исполнением должностным лицом его обязанностей, руководитель обязан указать на то, что прием подарков от лиц, заинтересованных в благоприятном исходе дела, способен нанести урон репутации государственного органа. Поэтому такие подарки будут нежелательными при любом поводе дарения. То же самое относится и к любым подаркам, которые служащий получает от своих подчиненных: в данном случае также возможно проявление типичного конфликта интересов.

Имущественные обязательства и судебные разбирательства

Исходная ситуация: госслужащий выполняет некоторые функции управления в отношении предприятия или организации, перед которой сам служащий либо его родные имеют обязательства вполне определенного имущественного характера. В таких случаях служащему и его родственникам рекомендовано рассчитаться с долгами, расторгнуть заключенный ранее договор аренды или иным способом выполнить имущественные обязательства. До разрешения имущественного спора госслужащий должен быть отстранен от выполнения обязанностей – но только в отношении той конкретной организации, с которой связана ситуация конфликта интересов.

Другой момент, способный привести к конфликтной ситуации: служащий или же его близкие родственники (друзья) участвуют в судебном разбирательстве, где одна из сторон – это организация, в отношении которой чиновник осуществляет контроль или функции управления.

Возможные меры по устранению конфликта интересов

При возникновении конфликта, связанного со столкновением интересов, любой государственный служащий обязан немедленно уведомить об этом свое руководство в письменной форме, после чего отказаться от выполнения работ в той организации, в отношении которой он принимает управленческие решения.

Если служащий сам не принял мер по снятию конфликта интересов, это должен сделать руководитель или представитель нанимателя.

Если госслужащий владеет бумажными активами организации, которую обязан контролировать, ему надлежит передать такие ценные бумаги доверительному управляющему или предусмотреть отчуждение таких активов.

Конфликты интересов и ответственность государственного служащего

До решения вопроса о дисциплинарном взыскании руководитель государственного служащего обязан провести полную и всестороннюю служебную проверку. По ее результатам возможно применение разных мер дисциплинарного воздействия. В некоторых случаях материалы проверки могут передаваться по подведомственности в правоохранительные органы.

Надзор за исполнением антикоррупционного законодательства осуществляют в России органы прокуратуры. В сферу надзора попадают в том числе и ситуации, так или иначе связанные с конфликтом интересов. За год органы прокурорского надзора выявляют до двух с половиной тысяч фактов нарушения закона, имеющих отношение к конфликтам интересов на госслужбе.