Что такое государственный интерес

Вся деятельность по управлению любой страной направляется государственными интересами. Именно они приводят в действие мощные механизмы государственной машины. Политики всеми силами стремятся воплотить интересы различных групп, стоящих у власти, в нормы права и легализовать их. По этой причине государственные интересы находят свое отражение в международных правовых нормах.

В научных изданиях и практике политической деятельности используются и другие термины для обозначения государственных интересов: их именуют также национальными или национально-государственными интересами.

Государственный интерес является выражением каких-либо потребностей, а также путей и способов их удовлетворения. Иначе говоря, государственный интерес – это своего рода отношение к потребностям, которые испытывает государство.

Потребности нынешнего государства никак не получится удовлетворить без взаимодействия между разными странами. Поэтому основополагающий интерес государства состоит в том, чтобы принимать участие в межгосударственном общении, устанавливать и поддерживать разносторонние международные экономические связи.

Главной ценностью, которая ставится в центр сплетения государственных интересов, по-прежнему остаются разного рода ресурсы: они дают любому государству возможность обеспечить слаженную работу экономики, поддерживать национальное хозяйство. Именно вокруг ресурсов в последнее время разворачивается так называемая «борьба интересов», в том числе и государственных.

В условиях ужесточения борьбы за ресурсы один из центральных государственных интересов России состоит в том, чтобы направлять в свою сторону финансовые потоки и обеспечить стране постоянное присутствие в основных международных экономических системах: торговой, финансовой, инвестиционной. Объективно государство должно поддерживать стремление частных компаний осваивать мировое экономическое пространство.

Государственный интерес: история развития понятия

Категория «государственный интерес» давно стала частью общественного и политического лексикона. Однако она до сих пор остается предметом оживленных научных дискуссий.

Сложность научного анализа этого понятия связана с тем, что трактовка его во многом отражает взгляды исследователей, его классовую позицию, представления о политическом устройстве в конкретной стране и в мире в целом.

Проблема национально-государственного интереса привлекала еще Н. Макиавелли и Д. Юма, она нашла отражение в трактатах средневековых мыслителей и общественных деятелей. Однако на подобающую высоту эти вопросы были подняты сравнительно недавно – в первой трети XX века.

Само понятие «государственный интерес» появилось в Оксфордской энциклопедии социальных наук лишь в 1935 году. Первыми к разработке этой проблематики приступили американские исследователи Ч. Бирд и Р. Нибур. Вспыхнувшая вскоре Вторая мировая война заставила ученых обратить более пристальное внимание на проблемы государственных интересов. В развитие разного рода концепций внесли свой вклад У. Липпман, Дж. Розенау, Р. Арон, Р. Дебре и другие ученые.

В лекциях зарубежных социологов и политологов, выпущенных ими монографиях и пособиях понятие национально-государственного интереса прочно увязывалось с концепцией государственности. Государство объявлялось высшим гарантом основополагающих ценностей общества. Приоритетной целью становилось выживание самого государства, которое наделялось правом самостоятельно выбирать средства для достижения такой цели. Крайней формой подобных взглядов стал так называемый национальный эгоизм, когда во главу угла ставится лишь собственный интерес, а другие не принимаются во внимание.

Ученые попытались выяснить содержательную сторону понятия «государственный интерес». Основой такого интереса названы объективно существующие потребности общества и их последующая трансформация в интересы государственной машины.

Постепенно в научной среде возобладала точка зрения, согласно которой под государственным интересом понимается комплекс взаимосвязанных мер, направленных на выживание самого государства как системы, управляющей всеми общественными институтами.

Со времен Макиавелли в понимании приоритетов деятельности государства многое изменилось. Теперь политики и государственные деятели все чаще приходят к выводу, что при формулировании национально-государственных интересов необходимо исходить из потребностей составляющих общество множественных социальных групп и их политических интересов.

Какими бывают государственные интересы

С позиции носителя интересов их подразделяют на:

  • общечеловеческие (интересы мирового сообщества);
  • интересы группы государств;
  • государственные (интересы отдельной страны).

Интересы государственные могут быть направлены на внутреннее развитие и на решение вопросов в области международных отношений.

Если рассматривать государственные интересы с точки зрения их предметной области, то их можно разделить на:

  • политические;
  • экономические;
  • правовые;
  • территориальные;
  • духовные.

Если включить в рассмотрение временной фактор, то получится, что каждое государство имеет свои долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные интересы. По этому же критерию государственные интересы могут быть стратегическими либо тактическими.

Составляющие государственного интереса

С точки зрения развития социума в целом государственными интересами следует считать интересы всего общества, его отдельных институтов, классов и социальных групп. Такие интересы обладают высокой значимостью и необходимы для устойчивого развития. Общество делегирует государственным структурам права на осуществление национально-государственных интересов.

Лежащие в основе государственных интересов потребности национального сообщества касаются всех без исключения граждан страны, а также включают в себя интересы частных социальных групп и многочисленных социальных образований.

Общие государственные интересы определяются основными функциями государства. К ним относятся: обеспечение целостности государства и стабильности в обществе; сохранение в неприкосновенности территории страны; поддержание работы правовой системы; создание условий для функционирования всех основных сфер жизни гражданского общества; охрана законности и правопорядка; согласование потребностей и интересов разных социальных групп; определение направлений развития общества; обеспечение интересов страны на мировой арене; содействие научно-техническому прогрессу.

Определив основополагающие государственные интересы и их состав, можно задать область наиболее значимых групповых интересов. Ими будут интересы тех социальных групп, классов и слоев общества, которые в максимальной степени способствуют осуществлению общенациональных интересов.

Самые значимые социальные институты в любом классовом обществе: органы государственной власти; вооруженные силы; органы образования и здравоохранения. Из этого положения вытекает задача: необходимо всемерно обеспечить интересы тех граждан, которые включены в данные социальные структуры. Государственная служба, служба в армии, работа на ниве образования и в сфере здравоохранения должна быть престижной и высокооплачиваемой, а не бесплатной.

Область особого государственного интереса – армия. Поддержание на высоком уровне обороноспособности страны невозможно без повышения престижа военной службы и статуса военнослужащих. В противном случае власть рискует оказаться один на один с внешними или внутренними угрозами своему существованию.

Объективно высокую значимость в государстве имеет также сфера науки и образования. Эти социальные институты ответственны за поддержание высокого интеллектуального потенциала общества и за его способность к инновационной деятельности. К сожалению, в последние годы эта важная область государственного интереса остается вне поля зрения тех, кто отвечает за внутреннюю политику России.

Формирование государственных интересов идет в соответствии с параметрами геополитики и возможностями государства с точки зрения его ресурсной базы. Проблемы здесь могут накапливаться в узлах, где так или иначе пересекаются интересы разных государств, социальных групп или конкурирующих между собой общественных институтов.