Биография и путь к началу музыкальной карьеры

Сергей Шнуров родился в Ленинграде 13 апреля 1973 года. В детстве у него было прозвище «Шурик». Так звали самого популярного в то время киногероя в исполнении Александра Демьяненко – находчивого и непосредственного, неожиданно смелого и честного. «Шурик» Шнуров, в отличие от своего тезки из кино, не вступил в комсомол. В те годы для этого надо было постараться – ВЛКСМ боролся за массовость и принимали всех.

Сережа Шнуров в детстве

После школы Сергей поступил в ЛИСИ – Ленинградский инженерно-строительный институт. Проучился там недолго и написал заявление об отчислении – из солидарности с отчисленным другом. С ним же вместе после ухода из института подался в художественно-реставрационное ПТУ.

В августе 1991 в стране случился путч ГКЧП. Над крышей райисполкома спустили советский флаг, подняв вместо него российский триколор. Восемнадцатилетний Сергей Шнуров почувствовал революционный подъем и двинул на баррикады. Разбрасывал листовки, старался быть полезным революции. Однако, революция закончилась быстро и почти без подвигов. По крайней мере – в Ленинграде.

Закончив училище, Сергей получил специальность реставратора произведений из дерева, и решил продолжить учиться. Профессия реставратора, правда, его не вдохновляла. Поэтому учиться дальше он пошел на философское отделение теологического института Ленинградской духовной академии. В том же году Сергей создал свой первый музыкальный проект. Название хардкор-реп группе дали куражное: «Алколепица». Позже Шнуров переместил свой интерес на группу, игравшую электронную музыку: «Ухо Ван Гога».

В 1993 году у Сергея родилась дочь, и изучать философию с теологией стало некомфортно. Не по-мужски. Шнуров бросил учебу и пошел зарабатывать деньги. Сменил много профессий: сторож, кузнец, стекольщик, дизайнер, промоушн-директор.

Ленинград

В 1997 году Сергей собрался как-то с друзьями «поиграть три блатных аккорда». В результате собрания появилась группа «Ленинград». Стиль «Ленинграда» Шнур определять отказывался, считая, что чистота стиля ограничивает искусство. Играли, не ограничивая себя, и получался панк-рок, смешанный с шансоном и разбавленный ямайскими духовыми ритмами. Вскоре музыканты договорились с независимой студией «Шок Records» и начали работу над записью первого альбома. Довести контракт до конца не удалось вследствие обвалившего бизнес кризиса 1998 года. Музыканты самостоятельно записали альбом на магнитофонные кассеты и договорились об их продаже в магазинах молодежной одежды. Полтысячи кассет разошлись быстро, а в конце 1998 «Ленинград» впервые выступает в Москве. Это был разогрев перед «Аукцыоном» в ДК им. Горбунова.

Первое телеинтервью

Группу заметили в клубной среде двух столиц, но счастье при этом не наступило. Музыкальные каналы открещивались от насыщенных ненормативной лексикой агрессивных композиций, несмотря на набиравшее от песни к песне профессионализм музыкальное оформление. В 2000 году в ротацию на «Нашем радио» попадает песня «Терминатор» и группа, наконец, начинает быстро набирать популярность.

В Ленинграде стало тесно

Успех «Ленинграда» случился в те годы, когда российская эйфория вседозволенности пошла на убыль. Публика почувствовала, что эпатаж Шнура – не самоцель, а средство оставаться искренним. И это притягивало.

Шнуру стало тесно в рамках одного проекта. В 2000 году он снимается в небольшой роли телесериала «Агентство НЛС» и пишет музыку для него же. В 2002 выпускает сольный альбом «Второй магаданский». 2003 год – музыка к ставшему культовым фильму «Бумер». В 2005 году Сергей Шнуров появляется в качестве ведущего в документальном телесериале «Ленинградский фронт». Неожиданно для привыкших к его гаражному имиджу – с интонациями корректности, размышлений и даже почтительности.

В 2007 году становится известно, что Сергей Шнуров занимается живописью. Свой стиль в изобразительном искусстве он назвал «Брендреализм». Картинами Шнур обращает внимание на проблему замещения реальной жизни подражанием моде.

Картина

В том же году Шнур сыграл роль старого Беневенуто Челлини в одноименной опере в постановке Василия Бархатова на сцене Мариинского театра. Режиссер так объяснил свое приглашение Шнурова: «Я долго думал, кто мог бы сыграть этого уже зрелого Челлини, и в конце концов понял, что единственный, кто в наше время владеет мировой философской мыслью и создает настоящее искусство, которое при этом страшно нравится широкой публике, — это Сергей Владимирович Шнуров».

Шнур в роли Челлини

В 2008 году Шнур создает новый музыкальный проект – группу «Рубль», а спустя пару месяцев объявляет о роспуске «Ленинграда». В этом же году снова выступает ведущим в телесериале о войнах 20 века: «Окопная жизнь».

В 2009 году начинается череда официальных признаний Шнура. Он назван самым знаменитым жителем Петербурга в номинации «Музыка». Его снова и снова приглашают в разные проекты на телевидении и в кино. В Москве проходит выставка-продажа его картин, цена которых доходит до десятков тысяч евро.

В 2010 году Шнур вновь собирает «Ленинград». В возрожденной «группировке» Шнур уступает вокальные партии приглашенным певицам. Критики заметили, что сатира «Ленинграда» стала более изощренной. Вряд ли сам Шнур об этом задумывался и вряд ли он согласится вписать себя в рамки сатиры. В любых рамках ему тесно, а смысл его творчества – жизнь так как она есть.

Личная жизнь и жены Шнура

Сергей Шнуров никогда не приглашает родителей на свои выступления, однако они приходят, конечно. Мама как-то сказала ему, что музыку он делает хорошую, но слова … слова маме не понравились.

Со своей первой женой Шнур познакомился в годы учебы в духовной академии. Рождение дочери Серафимы изменило его жизнь и, возможно – кардинально, но хорошим отцом дочка его не считала. Обижалась, что не находил достаточно времени для нее. После школы Серафима поступила в СПбГУ на факультет восточной философии. Шнур утверждает, что китайская философия для него – темный лес, однако это не помешало отцу с дочерью наладить отношения.

Второй женой артиста стала директор группы «Пеп-си» Светлана Костицына. У супругов родился сын, но брак их не продлился долго. После развода со Светланой у Шнура был роман с актрисой Оксаной Акиньшиной. Она была еще несовершеннолетней, когда началась эта история, что породило несчетное количество критических выступлений в адрес Шнура. Оксана и Сергей расстались после пяти лет совместной жизни.

В 2007 году Шнур познакомился с журналисткой Матильдой Мозговой. В 2010 они обвенчались и зарегистрировали брак в ЗАГСе. Получив в 2016 году от журнала GQ звание «Человек года», Шнур выложил в соцсети фото с Матильдой, приписав: «Свой главный приз я получил тогда, когда встретил тебя». Весной 2018 года и этот брак распался, совершенно неожиданно для всех.

Шнур не раз высказывался о женщинах как о самом главном в жизни: «Женщина сегодня, собственно говоря, является заказчиком всего происходящего». В возрожденном «Ленинграде» женщинам-солисткам отводится очень важная роль. Они поют о том как видится мир глазами женщин. Без прикрас и жеманства. Словами Шнура, так как понимает этот мир он. Солистки «Ленинграда» становятся звездно-знаменитыми, но каждый раз, когда союз со Шнуром по тем или иным причинам распадается, возвращаются на грешную землю к успехам весьма скромным. Возможно, Шнуру не повезло еще встретить в жизни равную себе.

Группа "Ленинград" в Праге

Вклад Шнура в культуру и общественную жизнь

За двадцать лет творчества Шнура «Ленинград» выпустил 20 студийных альбомов и 47 синглов. С группой «Рубль» Шнур записал один альбом и три сингла. В 28 фильмах или сериалах звучит музыка Сергея Шнурова. В 15 телепередачах Шнуров появился как ведущий или активный участник. Он выиграл десяток почетных номинаций в различных годовых рейтингах.

Фразы Шнура повторяются, становятся мемами, обретая сакральный смысл. Ему подражают, на него равняются. С ним сверяют понимание жизни.

Шнур дистанцируется от политики, но никогда не ругал Россию. Он указывает на все, что, по его мнению, плохо. Сложно найти проблему в нашей стране, о которой у Шнура не было бы песни. Его язык – очень образный, но назвать его эзоповым не получится. Слишком в лоб и без обиняков. Голос России? Может быть. Как минимум, он всегда искренен. И у него есть тот самый кураж. Есть что сказать и нет страха. Такая позиция притягивает даже тех, кому обсценная лексика режет слух.

Осенью 2016 года Владимир Познер пригласил Шнура на интервью. Оба позже очень плохо отзывались об этой встрече. Познер, несмотря на свой доказанный много раз профессионализм, так и не смог преодолеть себя, спуститься с высоты возраста и регалий, чтобы хотя бы попытаться понять собеседника. Шнур же не решился выйти из-под маски эпатажа и протянуть руку старшему. Хотя, очевидно, хотел и пытался. Так и разошлись непонятыми друг-другом. Странно, но в этой истории нагловатый и вызывающий Шнур выглядел намного интеллигентнее маститого журналиста. Потому что он был искренним и уважение к собеседнику не демонстрировал. Он его чувствовал естественно. Естественно, как все его творчество.