Биография. Ранние годы

Мэри Джейн Уэст родилась 17 августа 1893 года в Бруклине, Нью-Йорк, в семье Матильды и Джона Уэст. Их семья отличалась от обычных семейств: мать, немецкая эмигрантка Матильда «Тилли» Уэст, с детства мечтала стать актрисой, но по настоянию родителей пошла работать швеей, но затем бросила эту профессию и стала моделью. Отец, известный в Бруклине как «Драчун Джек», зарабатывал на жизнь боями на арене, а позже стал полицейским и «вышибалой».

В семье ее с детства звали «Мей». Мей была старший ребенок, но всегда была любимицей матери. Матильда баловала дочь, предпочитая воспитывать ее с помощью уговоров и лести, и в итоге Мей выросла своенравной и избалованной. С трех лет девочка научилась пародировать знакомых своих родителей, к их большой гордости. Ее первое публичное выступление состоялось в 5 лет в местной церкви.

Однако отец, который гордился успехами дочери в домашних театральных сценках, не был рад тому, что Мей предстоит выступать перед публикой. Матильда проигнорировала его опасения, а когда дочери исполнилось 7 лет, записала ее в школу танцев. Вскоре девочка стала появляться в местных водевилях под сценическим именем «Малышка Мей». После того как она выиграла первый приз и $10 долларов, ее отец резко пересмотрел свои взгляды на театральную карьеру дочери и стал посещать все ее представления, сидя в первом ряду и являясь ее самым преданным фанатом.

Театральная карьера.

В 14 лет Мей стала профессионально выступать на театральных подмостках, в основном в водевилях и оперетках. Ее мать стала ее менеджером: лично шила дочери все костюмы, следила за расписанием и подписывала ее контракты. Мечта Матильды попасть в мир шоу-бизнеса наконец исполнилась. 

В представлениях Мей использовала образ невинной девочки викторианской эпохи: она была одета в розовое с зеленью атласное платье, носила белую шляпу с розовыми лентами. Но при этом она исполняла типичные для водевиля откровенные танцы и популярные песни с явным сексуальным подтекстом. 

В 1909 году мать познакомила Мей с Фрэнком Уэллесом, тоже исполнителем водевильных номеров, надеясь, что это знакомство поможет дочери расширить круг работы и найти новые места для представлений. После двух недель репетиций Мей и Фрэнк решили организовать танцевальный тандем и вместе выступать в водевилях и в цирках. Пара отправилась с гастролями на средний запад, как можно дальше от надзирательства матери Мей. Уэллес несколько раз делал Мей предложение руки и сердца, однако девушка каждый раз отказывалась, предпочитая серьезным отношения интрижки с актерами из их театральной труппы. Однако она пересмотрела свои взгляды на замужество после разговора с одной из актрис, которая рассказала ей о своих «безумных днях» молодости и о том, что замужество могло бы спасти ее от одиночества и незапланированной беременности.

11 апреля 1911 года Мей наконец приняла предложение Уэллеса, и пара сочеталась законным браком в Милуоки, Висконтин. Для этого 17-летней Мей пришлось соврать о своем возрасте, прибавив себе один год. Новобрачные пообещала друг другу держать брак в тайне от публики и родителей. Он оставался тайной вплоть до 1935 года, когда Мей Уэст была в расцвете славы и на свет выплыли архивные документы.

Мэй Уэст

Позже в этом же году Мей Уэст прошла пробы и получила роль в своем первом шоу на Бродвее, «A La Broadway». Хотя шоу закрыли всего лишь после 8 представлений, Уэст стала широко известна среди любителей театра. На премьере актрису заметили успешные бродвейские продюсеры Ли и Джей Джей Шуберты, которые пригласили ее в свое шоу. Мей согласилась, однако ненадолго задержалась на новом месте из-за конфликта с главной актрисой. После этого Уэст продолжала выступать в водевилях за пределами Нью-Йорка и на Бродвее. 

Примерно тогда она встретилась с Гвидо Дейро. Влюбленные не стеснялись демонстрироваться чувства на публике, и их страстный и шумный роман стал достоянием общественности. Дейро настолько увлекся, что несколько раз просил у родителей Мей разрешение на брак (тогда еще никто не знал о том, что у нее есть законный муж - они развелись лишь в 1920 году). Однако Матильда категорически отказалась одобрить эти отношения, опасаясь, что замужний статус может повредить карьере Мей. Та согласилась с доводами матери, но продолжала встречаться с Гвидо. В конце концов мать прямо запретила ей эти встречи, посчитав, что Гвидо недостаточно удачная партия для ее дочери. Мей и в этот раз подчинилась, и в течение короткого времени полностью разорвала все отношения с Гвидо Дейро.

В 1918 году к Мей Уэст наконец пришел большой успех с пьесой «Sometime», где она играла в паре с Эд Винн. Вся ее роль свелась к откровенному танцу, где она демонстрировала движения плечами и грудью. После этого на актрису посыпались похожие предложения, однако теперь Уэст могла позволить себе переписывать диалоги и увеличивать свои роли. Вскоре она сама стала писать для себя пьесы, используя в качестве псевдонима имя Джейн Мэст.

Успех и общественные скандалы.

В 1926 году Мей Уэст получила свою первую главную роль на Бродвее в пьесе «Sex», которую она сама написала, поставила и спродюсировала. Пьеса имела огромный успех, но добропорядочные критики осудили ее сюжет как антиморальный. Дело дошло до того, что Уэст вместе с частью труппы была арестована за нарушение морали и приговорена к 10 дням общественных работ, из которых она отбыла 8, получив досрочное освобождение за прилежное поведение. Этот инцидент не остановил актрису, зато добавил шумихи и повысил продаваемость билетов на ее пьесы.

Следующая пьеса, которую снова написала Уэст, под названием «Drag», рассматривала проблемы гомосексуальности. Представление имело потрясающий успех в Коннектикуте и Нью-Джерси. Однако, когда Мей объявила о желании поставить пьесу на Бродвее, организации по борьбе за моральные устои Америки настояли на запрете. На этот раз Уэст решила не заигрывать с законом и отменила постановку в Нью-Йорке.

В течение нескольких лет Мей Уэст продолжала с успехом писать и ставить пьесы. Все они имели «взрослый контент» и имели сексуальный подтекст. В некоторых из них Уэст значилась как продюсер или сценарист, но не принимала участие как актриса. Каждый раз ей приходилось находить компромисс между моральными законами того временами и желанием создать захватывающий сюжет. Были случаи, когда Уэст создавала два сценария для одной пьесы: один из них – на случай, если среди публики будут находиться представители борьбы за моральность страны. Те не менее, это только создавало ее пьесам дополнительную рекламу и подогревало интерес публики.

Карьера в кино. Работа сценариста.

 В 1932 году Голливуд обратил внимание на яркую звезду театральных подмостков. Актриса подписала контракт с кинокомпанией Paramount Pictures. На тот момент Мей было 38 лет, и ей было поздно играть роли сексуальных старлеток, однако ее яркая внешность и смелый имидж заинтересовали создателей фильмов. Ее дебютом на киноэкране стал фильм «Night after Night», с Джорджем Рафтом в главной роли. Поначалу Уэст была недовольна небольшой длительностью своего экранного времени, но согласилась на роль после того, как ей разрешили переписать свои сцены.

В 1933 году вышел фильм «Она обошлась с ним нечестно» («She Done Him Wrong»), в котором Мей Уэст на этот раз играла центральную роль. Кинофильм был номинирован на Academy Award, а также ознаменовался кинодебютом Кэри Гранта. Фильм имел потрясающий успех и спас Paramount Pictures от надвигающегося банкротства. В следующем фильме «Я не ангел» («I'm No Angel») она вновь сыграла в паре с Кэри Грантом. После успеха картины Мей Уэст получила титул одной из самых коммерчески успешных актрис в Америке. К 1935 году Мей Уэст стала второй самой высокооплачиваемой персоной в США (первым значился публицист и предприниматель Уильям Рэндольф Херст).

Как и предыдущие работы Уэст, этот фильм тоже заработал критику за чрезмерную сексуальность и «попирание моральных устоев». Организация Motion Picture Production Code, которая имела право цензуры над фильмами, стало отслеживать все сценарии Уэст. Большинство ее работ подверглось жесточайшей цензуре. Уэйст отреагировала тем, что увеличило число двусмысленных ситуаций и диалогов в своих сценариях, намереваясь сбить критиков и цензоров с толку.

В 1936 году Мей Уэст снялась в фильме «Энни с Клондайка» («Klondike Annie»), в которой высмеивалась религиозная лицемерия. Уильям Рэндольф Херст был настолько взбешен сценарием, что лично запретил все публикации о фильме и его рекламу. Это не помешало успеху картины, которая считается пиком карьеры Мей Уэст.

Годы шли, и слава Уэст потихоньку спадала. Два ее новых фильма – «Go West, Young Man» и «Everyday's a Holiday» не имели успеха в кассах, и актриса поняла, что цензура значительно отразилась на ее креативности. 12 декабря 1937 года она появилась в качестве приглашенной гостьи на радио-шоу The Chase and Sanborn Hour в двух комедийных скетчах. Диалоги между ней и ведущим, актером Эдгаром Бергеном, отличались рискованным юмором и дерзостью. Это привело к тому, что многие заклеймили выпуск «вульгарным» и «недостойным», и Мей Уэст была навсегда отстранена от выступлений на NBC.

В 1939 году Universal Pictures предложили Уэст сняться в фильме в паре с комедиантом Уильямом Клодом Филдсом. Актриса, которая как раз искала подходящий повод для возврата на киноэкраны, согласилась с условием полного контроля над съемочным процессом. Актриса лично написала сценарий в стиле вестерн под названием «Моя цыпочка» («My Little Chickedee»). Несмотря на то, что Уэст и Филдс не ладили на съемочной площадке, фильм прошел с большим успехом и затмил предыдущие работы Филдса.

В 1943 году Мей Уэст исполнилось 50, и она задумалась об уходе из кино, чтобы посвятить себя Бродвею. Однако Григорий Ратов, режиссер Columbia Pictures, упросил ее сняться еще в одном фильме, который помог бы ему избежать нового банкротства. Уэст согласилась, но фильм, который не отличался ни сильным сюжетом, ни хорошей игрой актеров, провалился в прокате. Уэст ушла из кино вплоть до 1970 года.

Поздние годы. Уход из жизни.

В 1954 году Уэст создала выступление для ночных клубов на основе своих предыдущих сценок из водевилей. Представления включали в себя танцы, песни и «группу поддержки» в виде полуобнажённых мускулистых мужчин. Шоу шло с большим успехом в течение трех лет. В 1959 году Мей Уэст издала автобиографию «Goodness Had Nothing To Do With It», в которой раскрывалась ее яркая личная жизнь и путь в шоу-бизнесе. Несколько раз она появлялась в качестве приглашенной гостьи на телевизионных реалити-шоу. Также Уэст записала несколько музыкальных альбомов различных жанров, включая рок-н-ролл и рождественский альбом, который больше был сатирой, чем религиозным сборником.

В 70-е годы она в последний раз появилась на большом экране: в фильме «Майра Брекинридж» («Myra Breckenridge», 1970), где она исполнила небольшую роль, и в фильме по собственному сценарию «Секстет» («Sextette», 1978). «Майра Брекинридж» провалился в прокате, хотя со временем стал считаться культовым фильмом в своей жанровой нише. В 1976 году Уэст приступила к написанию сценария для фильма «Секстет», который базировался на одной из ее пьес времен Бродвея. Работа проходила с трудом: Уэст забывала собственные реплики, отказывалась подчиняться режиссеру и периодически вступала в разногласия с творческой группой. Критики отнеслись к фильму неприветливо, но он все же заработал статус культового.

В августе 1980 года Мей Уэст несколько раз упала при попытках встать с кровати. Ее отвезли в больницу Good Samaritan Hospital в Лос Анджелесе, где у актрисы нашли признаки инфаркта. Восстановление было сложным, во время него у Уэст обнаружилась диабетическая реакция на некоторые лекарства. 18 сентября 1980 года с ней произошел второй инфаркт, после которого правая сторона ее тела осталась парализованной. Вскоре после этого Уэст заболела пневмонией. После продолжительного лечения ее показания улучшились, и актрису выписали из больницы домой для дальнейшего выздоровления. 22 ноября 1980 года в возрасте 82 лет, Мей Уэст ушла из жизни. Актриса была похоронена в родном Бруклине.