Начало творческого пути

Будущий музыкант появился на свет в 1969 году в городе Краснодаре. Фамилия Яцына сербского происхождения и обозначает «крепость» градусов в алкоголе. Когда мальчику исполнилось семь лет, семья поселилась в Ялте. Его родители занимались научной деятельностью в институте виноделия. После школы Павел ушел по призыву служить связистом в далекую Сибирь. Следующим этапом его биографии стали поиски своего места в жизни. Кем только не работал Паша: от сторожа танцплощадки до работника экскурсионного Бюро.

Будущая знаменитость пыталась получить образование на физическом факультете университета, но до диплома дело так и не дошло. Единственное, что его всегда интересовало – это музыка. Игру на гитаре Павел освоил в 7 классе, тогда же создал свою первую группу, которая играла музыку в стиле хеви-металл. Карьеру певец и гитарист начал с исполнения популярных песен тех лет в санаториях и домах отдыха. В 1989 году под его руководством появился музыкальный коллектив с необычным названием «Красная плесень».

«Красная плесень»

Чтобы записать песни в домашних условиях, Яцына пользовался минимальным набором инструментов. Было достаточно синтезатора, электрогитары, микрофона и кассетного магнитофона «Ореанда». Самая первая работа так и не увидела свет. Альбом был записан и уничтожен - слишком уж низким оказалось его качество. А в первых пяти сборниках вообще фигурировали выдуманные участники – барабанщик и гитарист. Только через четыре года двенадцатый по счету альбом был создан профессионально, в полученной коллективом собственной студии "Вест-Мастер".

1995-й год считается началом концертной деятельности прославленного коллектива. Первое выступление прошло в кинотеатре «Мир» крымской столицы. Кумирами начинающих музыкантов были: Владимир Высоцкий, группы «Кино», «Ленинград» и «Сектор газа». В своем творчестве Яцына и его коллеги делали упор на тематику протеста, в песнях звучало много ненормативной лексики, упоминался секс, наркотики, криминал. Сами музыканты не придавали текстам никакой политической направленности и идеологии, они считали их исключительно юмористическими. Но именно патриотические песни о России и Советском Союзе сделали их популярными в народе («Казаки» «Патриотическая», «Красная армия», «С 23 февраля»).

Кроме песенных альбомов, ребята прославилась стебом и пародией. Этим жанрам они посвятили свои первые сборники и несколько последних. Артисты оригинально пели голосами разного пола, возраста и национальностей, пародировали знаменитых политиков и актеров: Леонида Брежнева, Михаила Горбачева, Анатолия Папанова, Евгения Леонова, Верки Сердючки, Бориса Моисеева. Всего вышло 15 сборников самых удачных пародий. Кроме этого, на концертах звучали частушки, куплеты, анекдоты и стихи. Но выступлений было мало, команда не часто показывалась на публике, проводя большую часть времени в студии. Скандальную группу не приглашали на телевидение. Первая телевизионная запись и показ клипа состоялись в 1996 году. «Красная плесень» - одна из редких групп, завоевавшая популярность не из-за крупных финансовых вложений, а благодаря признанию народа. Кассеты и диски с их песнями передавали из рук в руки, легендарные хиты многие выучили наизусть.

Коллектив выбрал стиль, который пренебрегал всеми существующими нормами нравственности и этики («Некрофил», «Девчонки-лесбиянки»). Они стебались над наркоманами («Галюны», «Анаша») и Третьим рейхом («Утро в гестапо», «Русиш партизанен»). В своих песнях они не боялись поднимать многие темы, которые подвергались общественному табу. Не обошло стороной и лирическое направление (альбом «Баллады и лирика», «Последняя любовь», «Афганистан»). Но главной тематикой, пожалуй, стоит назвать гимн анархии («Новый год», «Пистолет») и вызов существующей поп-культуре («Попса», «Гимн панков»).

Состав участников все время менялся, в разное время было задействовано около 60 человек. К работе привлекалось много сессионных музыкантов, певцов и певиц. Клипы, выпускаемые на песни, были в основном анимационные, для их создания, а также для оформления альбомов, трудился значительный штат художников.

Личная жизнь

Павел Яцына состоит в браке больше 20 лет. Его жена носит имя Людмила, у пары двое детей: дочь Мария и сын Вадим. Павел считает себя примерным семьянином и утверждает, не позволяет себе нецензурно выражаться при детях. Хобби известного музыканта является философия и история. Говорит, что перечитал всего Канта. Его собственная книга «История группы «Красная Плесень» вышла еще в конце 90-х и была посвящена их становлению. А еще он первым в мире догадался сделать электрогитару из лопаты, на которую впоследствии получил патент.

«Панки не умрут никогда»

Звездное время «Красной плесени» совпало с лихими 90-ми. Многие связывают феномен русского панка с общественным хаосом, творившимся

тогда в стране. Самого Павла Яцыну некоторые зарубежные музыковеды называют вторым Даниилом Хармсом. Созданные им произведения адресованы не узконаправленной группе людей, а самой широкой аудитории. Полные абсурда образов и сюжетов, они сделали революцию в субкультуре, продемонстрировали, что панк-музыка строится не только на агрессии, но и на юморе. Коллектив подарил своим слушателям значительное состояние - 58 альбомов. Интернет-канал на YouTube регулярно знакомит тысячи своих подписчиков с новыми работами коллектива и рассказывает о жизни его участников.

Большим разочарованием для поклонников «Красной плесени» стало сообщение ее лидера о том, что он покидает коллектив. 25 февраля 2018 года состоялся последний концерт группы в старом составе. Своим преемником и новым вокалистом состава Павел Яцына назвал Сергея Левченко.