Знаменитый режиссер, видимо, живет по принципу "талантливый человек талантлив во всем". 

Детство знаменитости

Родился Бернардо в 1940 году, в семье профессора истории искусств, и с детства часто бывал на съемках фильмов. Наверное, этот вид искусства у него уже тогда был, что называется, «в крови», потому  что многие члены его семьи связаны именно с кино.

С шести лет он начал подражать отцу – писать стихи, потому что очень уважал своего отца Аттилио.

Уже в 17 лет Бернардо снимает любительский фильм «Канатная дорога», а еще через год – ленту «Смерть свиньи».

Однако учиться Бертолуччи отправляется на филологический факультет, и здесь его талант проявляется в поэзии:  он выпускает сборник «В поисках тайны», за что и получает Национальную литературную премию.

Так со школьной скамьи, от режиссерских проб Бернардо дошел до значительных высот в литературе. И не бросил поэзию, хотя съемочные площадки влекли его неудержимо.

Серьезная работа в кино

Когда Бернардо исполнился 21 год, он познакомился с режиссером Пазолини и помогает ему в съемках. После этого его путь определился окончательно: он бросил университет и начал снимать кино. Его первой работой стала картина «Костлявая кума» про убийство проститутки и его расследование.

И поскольку в его жизни поэзия переплетается и перекликается с кино, критики увидели в этой картине стремление режиссера показать «победу образа над словом» - так много здесь было панорам, движений камерой чередований разных кинематографических приемов.

Непонятно как, но Бертолуччи еще успевает писать стихи, и через год выпускает сборник «В поисках загадки», за который также получает премию Виареджо.

Всемирную известность как режиссер Бернардо Бертолуччи получил за картину «Конформист»(1970), в которой пытался исследовать психологические истоки фашизма. После этого у него выходит еще много известных на весь мир фильмов – таких, как романтическая история «Последнее танго в Париже», эпопея «Двадцатый век» о переплетении судеб разных людей и их классовой вражде.

Бертолуччи в Англии

В 1980-х годах, в годы удушающей реакции, Бертолуччи не может оставаться в Италии. По убеждениям он коммунист, однако не до конца определившийся, как это было и с другими его воззрениями на жизнь – он ищет все время какую-то одну истину, переходя от одной идее к другой.

У знаменитого режиссера был период, когда его перестала интересовать итальянская тематика, и он переехал в Англию. После этого он посвящает фильмы самым разным темам, берется за разные жанры, однако все удается ему блестяще.

Как доказательство – премия «Оскар» за фильм «Последний император» (1987) как за лучший фильм года. Это история про китайского императора – мальчика трех лет, которому можно все, кроме одной малости:  ему нельзя покидать дворец, и он находится в нем как в заточении.

Дальше идет тема буддизма, которой режиссер коснулся – он сам называет себя «буддистом-любителем». В 1993 году премьеру его фильма «Маленький Будда» в Париже смотрел единственный зритель – Далай-Лама, и только после этого его увидели другие зрители. Здесь режиссер пытался адаптировать постулаты буддизма для аудитории, не очень хорошо знакомой с ними.

Последний император

Возвращение в Италию

В возрасте 45 лет Бертолуччи вернулся в Италию, где снимает фильмы новой тематики – это  лента «Ускользающая красота»  и фильм «Осажденные».

С началом нового века он продолжает работать  — выходят фильмы «Мечтатели»(2003) и «Я и ты» (2012). Критики писали, что его последний фильм – самый честный и искренний, самый легкий.  Он снимал его уже сидя в инвалидном кресле – перенес несколько сложных операций на позвоночнике. Здесь видна сквозная тема многих фильмов Бертолуччи: существование героя в замкнутом пространстве, где происходит его трансформация.

И если поэтом он стал, как говорят, «по праву рождения», потому что поэтом был его отец, то режиссером он стал по велению сердца. Сам режиссер шутил иногда, что он стремился спрятаться за камерой, чтобы поэтизировать и приукрасить жизнь.

А еще в 2011 году Бертолуччи получил награду Каннского кинофестиваля «За вклад в искусство» - это его вторая Золотая пальмовая ветвь.  

Тематика фильмов Бертолуччи

Критики делят фильмографию Бертолуччи на несколько периодов:

·        Первый поэтический период – тот самый, когда он хотел образом победить слово, показать поэзию картин, красок, пейзажей , панорам и человеческих лиц, включая сюда и диалоги, то есть слова, как одну из составляющих тех же образов.

·        Так называемый почвеннический, или приземленный, который был начат фильмом «Стратегия паука» и закончился лентой  «Двадцатый век».

·        И, наконец, так называемый заморский период с китайскими и буддийскими мотивами – фильмы с участием интернациональных звезд кино : в кадре здесь Африка, Китай, Тибет, США.

Личная жизнь

Как уже говорилось,  почти вся семья Бертолуччи так или иначе связана с кино.  Продюсером трудится его старший брат Джованни, младший Джузеппе - сценарист и режиссёр.

Даже первая жена Бернардо была актрисой: в молодые годы он заключил брак с актрисой Адрианой Асти. Совместные занятия и похожие интересы не помогли сберечь брак, и он распался довольно быстро.

Второй брак Бертолуччи оказался гораздо прочнее первого: вот уже много лет Бернардо счастлив с Клер Пиплоу, которая трудится сценаристом и режиссером.