Дество и юность

Родился он в 1930 году в Ленинакане (ныне - Гюмри) Армянской ССР, в многодетной, ничем не выдающейся армянской семье.  Жили не зажиточно, на зарплату отца - заводского табельщика, и матери - посудомойки в столовой на том же предприятии. Родители, сестры Рузанна и Клара и брат Альберт называли его особым "домашним" именем Мгер. В переводе на русский язык это означает "светлый".

Окончив школу в год окончания Великой Отечественной войны, Фрунзик сразу начал работать помощником киномеханика. То ли образы в фильмах, которые он мог смотреть бесконечно, вдохновляли мальчика, то ли неоспоримая актерская одаренность искала выход. Так или иначе, Фрунзик все свое свободное время проводил в драмкружке при клубе текстильного комбината, в котором и работал. Мечта о будущем актера стала твердым решением, а талант позволил его осуществить.  Всего одного года обучения в студии при драмтеатре Ленинакана хватило Фрунзику, чтобы быть зачисленным в профессиональный штат.

Позже Мкртчян поступил в Ереванский театральный институт, а по его окончании был принят работать актером театра. Его родным коллективом отныне стал известный в Армении театр Сандукяна. Это было в 1956 году.

Кинокарьера

В тот же год состоялся долгожданный дебют Мкртчяна в кино. Однако от сыгранного в фильме "Тайна озера Севан" эпизода ножницы монтажеров оставили лишь ногу актера, мелькнувшую на экране. Такой удар по самолюбию не сбил Мкртчяна с выбранного пути. Экранную неудачу он с лихвой компенсировал на театральных подмостках, где его имя гремело уже по всей Армении. Театралы шли "на Мкртчяна", оценив по достоинству глубокое дарование молодого актера.

В 1960 году Фрунзик снова пробует свои силы в кино. И снова без большого успеха. Хотя его роль в фильме "Парни музкоманды" вполне удалась, фильм в целом оказался неинтересен публике. Через 5 лет Георгий Данелия приглашает его в свою комедийную картину "Тридцать три". И тут не сложилось! - фильм запретила цензура по идеологическим соображениям.

Однако мечта о киноэкране побуждала Мкртчяна продолжать попытки. И не зря. Уже через год на киноэкраны выходит "Кавказская пленница". Оглушительный успех комедии приносит всесоюзную славу и Леониду Гайдаю, уже прославленному режиссеру, и актерам, снимавшимся в фильме. Фрузик Мкртчян в роли расчетливого и жуликоватого дядюшки Джабраила, пытающегося продать собственную племянницу, стал для советского зрителя открытием. Примечательна также роль супруги Джабраила. Ближний круг Мкртчяна знал, что ее сыграла его вторая жена, Донара.

Актера полюбили, его запоминающаяся внешность стала узнаваемой. Поэтому вышедший в том же году фильм Ролана Быкова "Айболит-66", где Мкртчян играл одного из приспешников Бармалея, лишь закрепил успех. Но в тот момент, когда актер становится знаменитым и известным, в его личной жизни начинаются самые трагические события.

Личная жизнь

Распавшийся первый, "студенческий" брак с сокурсницей по имени Кнара не оставил в судьбе актера заметного следа. Вторая избранница для Мкртчяна стала не только любимой женщиной, но и матерью его детей, надеждой на долгую, счастливую семейную жизнь. Все эти чаяния перечеркнул приговор медиков: у Донары выявили неизлечимое психическое заболевание, которое передается по наследству.

Попытки вылечить жену, обращения к лучшим медикам страны занимают все силы Фрунзика, и он отказывается от съемок во многих ролях, которые наперебой предлагают режиссеры. И только в конце 70-х зрители вновь увидели своего любимца на экране, в грустной и лиричной, как все комедии Георгия Данелии, картине "Мимино". И вновь роль Мкртчяна - попадание "в яблочко", ее разбирают на цитаты. Амплуа "белого клоуна" с грустными глазами и доброй душой окончательно закрепляется за актером.

Желание уйти от стереотипа и не востребованное режиссурой дарование драматического актера находят для него выражение в фильме "Солдат и слон". Эта картина, наполненная пронзительным трагизмом военного времени, пронизанная столь присущими самому Мкртчяну добротой и состраданием, стала созвучной самым потаенным струнам его души. Впоследствии фильм был выставлен на Всесоюзный кинофестиваль в Ереване. За эту работу киноактер получил первую премию в номинации "Лучшая актерская работа".

Еще одна главная роль в этот период принесла успех Мкртчяну. Благодарить за нее следует прозорливость режиссера Аллы Суриковой.  Призванный  укрепить значимость семейных уз, "заказной" фильм "Суета сует"  мог потерять значительную часть своего ироничного шарма.  Но участие в нем прекрасного дуэта Фрунзика Мкртчяна и Галины Польских превратило картину в яркую классику советского комедийного жанра.

Запомнился зрителям и небольшой эпизод в фильме "Одиноким предоставляется общежитие", пронизанный свойственными актеру теплом и добротой.

За несомненные успехи в киноискусстве Мкртчян в 1978 году удостоен одного из высших отличий Советского Союза - он становится лауреатом Государственной премии. Для него это не только престижно, но и служит солидной денежной поддержкой. Болезнь, поразившую его жену, унаследовал единственный сын Вазген. Лечение за границей требует средств. При этом все попытки излечения оказываются безрезультатными. Вначале супруга, а затем и сын оказываются в стенах закрытого лечебного заведения во Франции.

И только дочь актера Нунэ избежала печальной участи. Вся жизнь Мкртчяна полностью посвящена близким, он отказывается от перспективных предложений на съемки, и только сценическая работа помогает отвлечься от семейных горестей.

Присвоение в 1984 году звания Народного артиста СССР становится приятным и долгожданным событием, но меркнет от пережитого личного горя. В это время он последний раз снимается в главной роли, в короткометражной ленте "Скромный человек", удивительно созвучной главной ноте его внутреннего душевного камертона.

А в начале 90-х и театр становится для него чужим. Неоправдавшиеся ожидания получить должность главного режиссера после 35 лет добросовестного служения стали причиной ухода Мкртчяна из труппы.

Неудача постигла актера и при третьей попытке создать семью. Брак с коллегой по актерскому цеху Тамарой Оганесян просуществовал недолго. Немалую роль в этом сыграл тот факт, что Тамара была дочерью председателя Союза писателей Армении.

Жизненные невзгоды подкосили жизнелюбие Мкртчяна. Все чаще забываясь с помощью алкоголя, он словно сознательно воздвигал между собой и реальным миром иллюзорную, но непреодолимую преграду.

29 декабря 1993 года Фрунзик Мкртчян ушел из жизни. Медики констатировали смерть от инфаркта.

Но в нашей памяти, в образах любимых героев на экране, в камне и металле памятников, поставленных в Армении и самому Мкртчяну, и его киногероям, он останется навсегда.