Детство и юность

Михаил Николаевич Барышников родился 28 января 1948 года в Риге, в семье инженера Николая Барышникова и портнихи Александры.

В 11 лет начал заниматься бальными танцами. В 1964 году поступил в Ленинградское училище классического балета им. А. Я. Вагановой. Он получил возможность учиться у известного хореографа Александра Сергеевича Пушкина, бывшего наставника Рудольфа Нуриева.

В 1966 году он завоевал золотую медаль на Международном конкурсе артистов балета в Варне, который является одним из самых престижных балетных конкурсов в мире.

Карьера в СССР

В 1967 году Михаил Барышников стал солистом балета в Театре Оперы и Балета им. Кирова в Ленинграде (сейчас - Мариинский Театр в Санкт-Петербурге). В короткое время стал ведущим артистом этого театра и одним из фаворитов советской власти. Пользовался многими привилегиями – получал высокую зарплату, был обеспечен прекрасной квартирой в хорошем районе и возможностью путешествовать по всему миру.

Принимая во внимание его многогранность и совершенство в технике, несколько хореографов ставили для него хореографические постановки. Таким образом он работал с режиссёрами Игорем Черничевым, Олегом Виноградовым, Леонидом Якобсоном и Константином Сергеевым.

Позже, став ведущим солистом труппы, сыграл главные партии в "Горянка" (1968) и "Вестрис" (1969). Роли, которые он изображал в этих спектаклях, были исключительно хореографическими для него и в дальнейшем стали его визитной карточкой.

Эмиграция

В 1974 году, во время гастролей Театра Оперы и Балета им. Кирова в Канаде, он попросил у властей США политического убежища. В принятии решения помогли ему Рудольф Нуриев и Наталья Макарова, которые ранее также бежали на Запад. После одного из представлений в Торонто, художник выскользнул через заднюю дверь театра, и скрылся. Впоследствии он присоединился к королевскому Виннипегскому балету.

За два года после переезда в Канаду он получил возможность поработать с несколькими творческими хореографами и исследовал синхронизацию традиционной и современной техники. В этот период он работал в качестве внештатного артиста с такими популярными хореографами, как Элвин Эйли, Глен Тетли, Твайла Тарп и Джером Роббинс.

С 1974 по 1978 год он работает в американском балетном театре в качестве главного танцора в партнерстве с балериной Гелси Киркланд. В этот период он импровизировал и поставил русскую классику - "Щелкунчик" (1976) и "Дон Кихот" (1978).

С 1978 по 1979 год работал в Нью-Йоркском балете под управлением хореографа Джорджа Баланчина. Здесь для него было разработано несколько балетных партий, таких как "Опус 19" Джерома Роббинса: Мечтатель (1979), "Другие танцы" и "Рапсодия" Фредерика Эштона (1980). Он также регулярно выступал с гастролями в Королевском балете.

В 1980 году он вернулся в американский театр балета и работал художественным руководителем до 1989 года.

С 1990 по 2002 год он работает с "White Oak Dance Project", гастролирующей танцевальной труппой в качестве художественного руководителя.

С 2005 года художник возглавляет «Арт-центр Михаила Барышникова», основной миссией которого он считает продвижение экспериментального искусства и для профессионального развития молодых талантов в области танца, музыки, театра, кино, дизайна и аудиовизуальных искусств.

В 2006 году он появился в эпизоде сериала Sundance Channel "Iconoclasts". В следующем году в Pbs News Hour с Джимом Лерером был показан эпизод Михаила Барышникова и его центра искусств.

Фильмы

Начиная со средины семидесятых Михаил Барышников начинает пробовать себя в кинематографе и уже в 1977 году за свою роль в картине «Поворотный момент», он был номинирован на «Оскара».

не меньший кассовый успех имел фильм «Белые ночи». А за игру в бродвейском спектакле «Метаморфозы», он номинировался на премию «Тони».

Специально под него на протяжении пяти лет подряд создается цикл передач на одном из самых рейтинговых американских каналов.

В начале двадцать первого века Барышников исполнил роль художника Александра Петровского в шестом сезоне «Секс в большом городе»

Награды И Достижения

В 1999 году был избран членом Американской академии искусств и наук.

В 2000 году Конгресс США наградил его Национальной медалью искусств.

В 2003 году был удостоен премии Benois de la Danse Международной танцевальной ассоциации в Москве за достижения всей жизни.

В 2012 году получил премию Вилчека в области танца от Фонда Вилчека.

Личная жизнь

Первое время в эмиграции Михаил Барышников перживал очень сложно. На родине у него осталась гражданская жена, балерина Татьяна Кольцова

Но уже весной 1976 года Барышников знакомится с актрисой Джессикой Лэнг и уже очень скоро у них родилась дочь Александра.

Во второй раз танцор и хореограф женился на балерине Лизе Райнхарт. В этом браке родились трое детей - сын Петр и дочери Анна и София.

Как живет сегодня?

За время своей жизни в эмиграции Михаил Барышников лично встречался с Жаклин Кеннеди и принцессой Дианой, был на короткой ноге с Иосифом Бродским. Он владеет ресторан русской кухни «Самовар», который расположен в самом центре Нью-Йорка. Так же он владеет контрольным пакетом акций фабрики по производству пуантов и одежды для балета, а его именные духи продаются не хуже билетов на его выступления.

Осенью 2016 года танцор стал героем выставки фотографа Роберта Уилтмена «Михаил Барышников. Метафизика тела» в Центре фотографии братьев Люмьер.

В августе 2017 года танцор оказался в Топ-100 влиятельных русских этого столетия, названных «Forbes».

В 2017 году Барышников получил латвийское гражданство. Сейм Латвии единогласно проголосовал по этому вопросу.