Детство и юность

Куинджи родился в 1842 году в Мариуполе. Мальчик рано лишился родителей, и его воспитывали дядя и тетя с отцовской стороны. Семья жила очень бедно, Архип с раннего детства был вынужден наниматься на работу. Тем не менее, ему удалось получить начальное образование. Учился он не очень охотно, но уже тогда начал проявлять необычайную любовь к рисованию. За неимением материалов мальчик оставлял рисунки на стенах, заборах и обрывках бумаги.

В возрасте 13 лет по совету своего работодателя хлеботорговца Аморетти он решился отправиться в Феодосию, где в то время жил и творил Иван Константинович Айвазовский. Но попытки поступить к нему в ученики окончились неудачей: великий русский художник не признал таланта юноши. Два года Архип служил в подмастерьях Айвазовского, растирая краски и выполняя хозяйственные поручения, но так и не получил ни одного урока живописи.

Творческий путь

Последующие годы Архип Куинджи работал ретушером в Мариуполе, Одессе и Таганроге. Лишь в 1868 году он смог осуществить свою мечту: после нескольких неудачных попыток ему удалось стать вольнослушателем Санкт-Петербургской Академии художеств. В это время он знакомится И. Крамским, И. Репиным и другими известными художниками. Под влиянием идей передвижников Куинджи пытается акцентироваться на реалистичном отражении окружающего мира. Он пишет картины «На острове Валааме», «Забытая деревня», «Осенняя распутица», «Ладожское озеро»,  и другие.  В работах преобладают приглушенные сероватые оттенки, однако посредством игры света, эффекта дымки и  сумеречного неба природа показана в романтичном, таинственном ключе.

В 1875 году Куинджи женился на Вере Леонтьевне Кетчерджи-Шаповаловой – дочери мариупольского купца, которую полюбил еще в юности. После свадьбы муж и жена отправились на остров Валаам, где художник продолжил работу над новыми картинами – «Степи» и «Украинская ночь».  В этих работах художник отступает от  передвижнических идей, с которыми, возможно, никогда не был до конца согласен. Теперь в его живописи преобладает стремление отражать окружающий мир без критической оценки, непосредственно и радостно, как это делал бы ребенок – восхищаясь цветом и светом, не задерживаясь на деталях, в простой, почти аппликативной манере.

В эти годы художник пишет картины «Березовая роща», «После дождя», «Север» и другие. Все эти работы имели успех: Куинджи поражал современников оригинальностью и новаторством, небывалыми идеями передачи пространства и световоздушной среды. Наибольший успех имела работа «Лунная ночь на Днепре». Смелый экспериментатор,  при создании этой картины Куинджи применил битум – темный материал, способный отражать свет. Картина была выставлена в зале с затемненными окнами, а сверху на нее был направлен электрический свет. Благодаря этим приемам картина имела необычайный успех: при просмотре зрители были поражены эффектом света, который, казалось, исходил от луны, изображенной на картине.

Затворничество

В 1881 состоялась выставка двух работ Куинджи, после которой мастер на многие годы ушел в затворничество. Около 20 лет он не показывался на публике и не знакомил никого, даже учеников, с результатами своей творческой деятельности. До сих пор неизвестны мотивы, побудившие художника на это. По некоторым предположениями, причиной стала невосприимчивость к критике, ведь далеко не все его работы имели оглушительный успех – некоторые встречались прохладно и скептически. Кроме того, стремление к эффектности подачи некоторые критики считали дешевым ходом, игрой на публику.

В эти годы художник побывал в Крыму и на Кавказе, написал множество картин, занимался благотворительностью и преподавательской деятельностью. Среди его учеников было много известных впоследствии художников, в частности Н.К. Рерих.

Последние две выставки художника состоялись в 1901 году. Как и прежде, картины имели успех, но художник снова ушел с публики, прекратив выставочную деятельность. Архип Куинджи умер в 1910 году в Санкт-Петербурге.