Детство и юные годы

Мария Магдалена Дитрих, появилась на свет в 1901 г. в Берлине. Ее отец умер, когда ей было 10 лет, и тогда ее мать вышла замуж повторно. Девочка воспитывалась в соответствии с немецкими традициями долга, послушания и дисциплины. Являясь музыкально одаренным ребенком, Мария училась играть на скрипке. С 1906 по 1918 гг. она посещала Берлинскую школу для девочек. Однако вскоре семья переехала в деревню, где ее приемный отец скончался. Мария Магдалена поступила в консерваторию в г. Веймар по классу скрипки. Она мечтала стать профессиональной скрипачкой, но травма запястья разрушила все планы.

В 1920 г. Марлен возвратилась обратно в Берлин, где начала обучение в Драматической школе при Немецком театре, руководил которой знаменитейший немецкий режиссер и театральный деятель Макс Рейнхардт. Там она постигает азы актерского мастерства, учится танцевать чечетку и канкан, берет уроки пения. Марлен исполняла роли второго плана в постановках театра, а также подрабатывала на фабрике по производству перчаток. Девушка едва сводила концы с концами и вела довольно печальный образ жизни.

Первое замужество

 В 1923 г. Марлен Дитрих познакомилась с ассистентом режиссера Рудольфом Зибером во время съемок киноленты «Трагедия любви». Это определенно не была любовь с первой встречи, но Марлен испытывала трепетные чувства к мужчине. Вскоре влюбленные поженились, и в 1925 г. у них появилась дочь. Однако, вместе они прожили только 5 лет, после чего разъехались, не оформив развод. Дитрих затмевала своего супруга, а он, по ее словам, был человеком «крайне чувствительным». Она купила Зиберу ферму в Калифорнии, на которой он занимался животными до самой своей смерти в 1976 г.

В последующие несколько лет Марлен Дитрих снялась в нескольких картинах, среди которых были "Целую вашу руку, мадам" и "Кафе Электрик". Её впервые заметили кинокритики и сравнивали с Гретой Гарбо, хотя Дитрих никогда не оценивала свои первые кинороли высоко.

Путь к славе

В 1929 г. начинающая привлекательная актриса заинтересовала Джозефа фон Штернберга, именитого немецкого кинорежиссёра, рассмотревшего в Дитрих страстность и сексуальность женщины-вамп. Она согласилась сыграть в его ленте "Голубой ангел" и не прогадала. Первый немецкий звуковой фильм получил всемирное признание, а песни "Берегись блондинок", "Я с головы до пят сотворена для любви" и "Я лихая Лола" в исполнении Дитрих мгновенно стали хитами. Выход этой картины на экраны в одночасье сделал Марлен суперзвездой. Блондинка с ярким макияжем, низким голосом воспевавшая чувственность и радости любви, была сама воплощением секса, роковой женщиной, способной свести с ума любого. Фон Штернберг разглядел двойственность её натуры, утверждая, что в ней странным образом сочетаются "невероятная изысканность и детская непосредственность". Тандем с талантливым постановщиком и привёл Марлен Дитрих к вершине славы.

За успехом "Голубого ангела" последовало приглашение Paramount Pictires и переезд в Соединенные Штаты. С 1930 г. по 1935 г. в США вышли 6 кинокартин с ее участием, срежиссированных фон Штернбергом: "Марокко", "Обесчещенная", "Белокурая Венера" и "Шанхайский экспресс", "Распутная императрица" и "Дьявол - это женщина". Роль артистки кабаре, влюбленной во французского легионера, в киноленте "Марокко" произвела фурор. Сцена, в которой Марлен Дитрих появилась в мужском костюме, вызвала бурю общественного негодования, которая вскоре сменилась новым модным направлением: женщины вслед за кинодивой убедились в практичности и универсальности нового предмета гардероба - брюк.

Вторая мировая война и родина

Отношения с правительством собственной страны у Дитрих были довольно сложными. Министр пропаганды Йозеф Геббельс неоднократно предлагал ей вернуться в Германию и сниматься в немецком кино. При этом ей обещали довольно высокие гонорары и свободу в выборе режиссёра, продюсера и сценариев. Но Марлен Дитрих всякий раз отказывалась от сотрудничества с национал-социалистами. Более того, в 1937г. она получила американское гражданство. Тогда в Германии фильмы с участием актрисы, не признававшей режим третьего рейха, были запрещены к показу, а все копии "Голубого ангела" в стране уничтожены.

С 1943 г. по 1946 г. Марлен Дитрих оставила съемки в кино и отправилась в Европу с выступлениями перед войсками союзников. Всего было проведено порядка 500 концертов, за что в 1947 г. была награждена медалью Свободы США, а в 1950 г. стала кавалером ордена Почетного легиона Франции. В элегантном концертном наряде, напоминавшем военную форму, с идеальной прической и макияжем она поднимала моральный дух бойцов, развлекала их и вдохновляла на победу. Жан-Пьер Омон, французский актёр, с которым Марлен познакомилась в военной Италии, и который стал впоследствии её близким другом, так отзывался об актрисе и певице: "В глазах немцев она была предателем, воюющим против них на стороне американской армии. Они бы застрелили её, не мешкая. За внешним лоском её легендарного образа скрывается сильная и отважная женщина. Без слез. Без паники. Решая петь на поле боя, она всегда знала, на что идёт, и принимала риск достойно, без хвастовства и без сожаления". Сама Дитрих так говорила о том времени: "Это была самая важная работа, которую я когда-либо делала".

Последние годы

Похоронив мать в 1945 г., а с ней и мечты о родине, Марлен Дитрих окончательно перебралась в США, где вернулась к съёмкам. В 1948 г. в прокат вышел фильм БУайлдера "Зарубежный роман", который был назван кинокритиками её лучшей работой за 13 прошедших лет. Затем вышло ещё несколько известных картин: "История в Монте Карло" (1956), "Свидетель обвинения" (1957), "Прикосновение дьявола" (1958), "Нюрнбергский процесс" (1961) и "Прекрасный жиголо, бедный жиголо" (1974).Однако она все больше отдалялась от мира кино, предпочитая петь на сцене и лишь изредка сниматься за хорошие гонорары. В 1967 г. состоялся её дебют на Бродвее. Со своим шоу одной артистки, где Марлен Дитрих выступала в роли певицы и конферансье одновременно, она объездила множество стран в течение 9 лет. И только когда в Сиднее получила травму шейки бедра, упав в оркестровую яму, решила, что пора уходить из профессии.

Документальный фильм "Марлен" о сценической карьере и личной жизни Дитрих был создан Максимилианом Шеллом в 1984 г. В нем она сама повествует о своих ролях и коллегах по съёмочной площадке, размышляет о боге, родной Германии и месте женщины в обществе. Её интервью сопровождают кадры из картин с ее участием и кинохроники тех лет. Постаревшая Дитрих категорически отказалась появляться в кадре. К тому времени она уже несколько лет проживала одна в Париже, общаясь с окружающим миром через своего давнего друга Жана-Пьера Омона и посредством телефонной связи.

Скончалась великая актриса в 1992 г. в Париже в возрасте 90 лет, а похоронена в Берлине рядом со своей матерью. В 2000 г. в Берлинском музее кино была открыта постоянная экспозиция её съёмочных костюмов, пластинок, документов, фотографий и личных вещей.