Классический балет

Классический балет зародился в конце 16 века. Именно в этот период при французском королевском дворе начали давать танцы определенного формата под музыку того времени. Сначала это были изысканные придворные танцы, но уже через несколько десятков лет балет оформился в отдельный жанр и начал наполняться элементами драматургии. Первым, кто разработал четкие каноны этот искусства, был французский балетмейстер Жан-Жорж Новерр. Благодаря этому мастеру во второй половине 18 века классический балет - выражение драматургических образов посредством танца - приобрел необычайную популярность. 

В этот период сформировались некоторые отличительные черты классического балета, которые актуальны и по сей день. Среди них - воздушность движений, особые наряды из «летящих» тканей, а также специальная обувь - пуанты. 

В Европе появился узкий круг настоящих ценителей балета. Ведущие композиторы писали музыку для балетных спектаклей, а каждая постановка превращалась в громкое событие для знати.

Русский классический балет

В Россию балет пришел в 1673 году: царь Алексей Михайлович открыл двери своего дворца для первого в стране представления. В ту эпоху русский балет находился полностью под влиянием европейской хореографической школы. Впрочем, для России этот факт был абсолютным плюсом. Балет, в котором преимущественно были задействованы женщины, стал искусством для избранных, развлечением для элиты.

Главной фигурой, положившей начало революции классического  русского балета, был Петр Ильич Чайковский. Легендарный композитор вывел эту область хореографии на иной уровень. Его принципы заключались в следующем;

  • превращение балета в многомерный спектакль;
  • возможность раскрыть сюжетные линии через пластику;
  • отказ от выверенных до миллиметра движений, вместо этого - свобода, позволяющая артисту привнести в действо свою индивидуальность;
  • исключительный драматизм, который являлся главным средством передачи внутреннего состояния героев.

С начала 20 века и по сей день балет в России остается элитарным искусством, причем наша страна на протяжении десятилетий остается мировым лидером в этой сфере. В тот период на сцене блистали Матильда Кшесинская, Агриппина Ваганова, Мария Кожухова, Ольга Спесивцева, Анна Павлова, Вера Фокина. 

Во второй половине 20 века звездами сцены были Майя Плисецкая, Галина Уланова, Тамара Красавина. Эти великие танцовщицы прославляли Россию на весь мир, становились музами для художников и кинематографистов, а также по-прежнему формировали культурную элиту страны. 

Эволюция классического балета

Мировая культурная революция 20 века не могла не оказать влияние на классический балет, каноны которого были слишком жесткими на протяжении многих десятилетий. Именно в этот период зарождается модерн - стиль, вытеснивший классические балетные каноны. Чайковский лишь задал первый импульс для подобных трансформаций, и культурная среда быстро отреагировала на новый тренд. Символом модерна была американская танцовщица Лои Фуллер. Она создавала на сцене невероятное шоу, сочетающее в себе элементы акробатики, драматургии и классического балета. Ее образ с огромными руками-крыльями из летящей ткани до сих пор эксплуатируется в современных постановках. 

Тенденции, заданные Лои Фуллер, продолжила ее соратница Айседора Дункан. Две знаменитых балерины начала прошлого столетия, без преувеличения, преобразили данное направление хореографии. Они привнесли в балет креатив, свободу движений, артистизм и даже эпатаж. По сути, они дали понять всему миру, что классический  балет не может находиться в стагнации: искусство развивается параллельно с эпохой, поэтому его перерождение неизбежно.

Современный балет

Стиль модерн стал лишь началом масштабной трансформации балета. 20 век стал апофеозом перемен. В первую очередь, этому способствовали колоссальные экономические и политические перемены в мире, ведь прошлое столетие по стремительности развития значительно превосходит даже целое тысячелетие. 

Ключевое изменение в современном балете можно выразить одним словом - «эксперимент». Однако трансформация произошла не сразу.

Все началось с постепенного отказа от строгих принципов классического балета.

  • необязательное использование классических балетных позиций;
  • отказ от подчеркнутого «удлинения» рук и ног;
  • отказ от сложных выворотов и высоких прыжков.

И это было лишь начало. Еще вчера без этих обязательных элементов балет казался невозможным, но в последние годы это искусство повидало куда более серьезные новшества.

Одна из главных тенденций в современном балете - его пересечение с другими видами искусства и даже спорта. Да, сегодня балет очень близок к акробатике. Его элементы могут быть настолько сложны, что достичь вершин в данном виде искусства могут лишь люди с исключительным физическими способностями. Но можно ли сказать, что техника отодвинула на второй план драматургию? Вряд ли. Просто драматическая составляющая современного балета приобрела совершенно иные черты. 

Современный балет может характеризоваться следующими чертами.

  1. Использование авангардистской и другой неформатной музыки;
  2. Авторская драматургия;
  3. Превращение балетной постановки в многоплановое шоу, ставка на зрелищность.
  4. Исключительная техническая сложность.

Тенденции развития современного балета

Говорить о том, что классический балет сдает свои позиции, явно преждевременно. Наоборот, его по-прежнему характеризует элитарный статус.   Настоящие ценители этого искусства вряд ли откажутся от академических постановок классических произведений, которые по-прежнему являются эталоном хореографического мастерства.   

На этом фоне современный балет явно выделяется альтернативным форматом. Хореографы нашего времени нередко балансируют на грани, ведь создать балетную постановку в авангардном ключе и не уйти в «попсу» - задача архисложная. Именно поэтому современный балет отличается технической сложностью, зрелищностью и сильным философским содержанием. 

В России одной из ключевых фигур современного балета является Борис Эйфман, художественный руководитель петербургского Театра Балета. В 70-е годы постановки мастера произвели настоящий фурор. Эйфман работал на классическом материале, используя академическую хореографию и произведения русских авторов в качестве основы, но при этом привносил в каждую постановку массу новаторских тенденций. Работы балетмейстера восторженно встречали как в нашей стране, так и за рубежом. За эти годы он создал массу интереснейших спектаклей - от рок-балета до детских постановок в современном ключе. 

Долгое время считалось, что современный русский балет развивается под сильным влиянием Запада. Это верно лишь отчасти. Российские балетмейстеры откликаются на общемировые тенденции к экспериментам, но не выходят за рамки высокого искусства. 

В Европе и США нередко можно увидеть балетные постановки на грани китча, когда на первый план выходит эпатаж, откровенные костюмы актеров и масштабные инсталляции. На этом фоне современный российский балет отличается большей самобытностью и академичностью. Хореографы нашей страны привносят в это искусство национальный фольклор, по-новому интерпретируют классику, нередко делают ставку на зрелищность, но при этом всегда весьма бережно относятся к классическому наследию.