Дворцовый мост

Самый крупный и знаменитый мост Санкт-Петербурга – Дворцовый. Он является разводным и соединяет центральную часть города с Васильевским островом. Его направленные в небо чугунные пролеты стали одним из основных символов Северной столицы. Строительство моста началось в 1901 году, поскольку в городе появились биржа и крупный торговый порт, и было необходимо обеспечить к ним удобный подъезд.

Общество гражданских инженеров понимало, что это должно быть художественное произведение, хорошо вписывающееся в окружающую обстановку. В этом районе расположено немало уникальных архитектурных объектов, в том числе:

  • Адмиралтейство;
  • Зимний дворец;
  • здание Биржи.

Рассмотрев 55 эскизов, городские власти выбрали проект инженера Анжея Пшеницкого. Впервые мост был испытан в 1916 году, когда по нему проехали 34 грузовых автомобиля. Но свой окончательный архитектурный облик он обрел только в 1939 году: на нем появились чугунные решетки, созданные архитектором Львом Носковым.

Египетский мост

Изначально это был деревянный мост, возведенный в качестве переправы через реку Фонтанку между Безымянным и Покровским островами в 1826 году, однако через 80 лет он обрушился, не выдержав вес эскадрона гвардейской кавалерии и десятка саней с возницами. После этого мост неоднократно перестраивали, и лишь спустя полвека была отстроена надежная каменная конструкция. В то время в Российской империи была мода на египетскую культуру, элементы которой было решено воплотить в конструкции моста. У его подножья установили скульптуры сфинксов, которые сохранились до сих пор. Покрытые золоченым орнаментом Порталы и карниз с изображением бога Ра, увы, проверку временем не прошли.

Аничков мост

Один из первых мостов в городе «на Фонтанной реке за Большою Невой» был построен по указу Петра I, и над ним работал инженерный батальон Михаила Аничкова, в честь которого конструкция и получила свое название. Проект, изначально из дерева, был завершен в 1716 году. В 1785 году он превратился уже в каменный, дополненный башенками, а также изображением русалок и морских коньков. Немецкий архитектор Карл Шинкель разработал проект чугунных перил, которые перекликались с орнаментом перил берлинского Дворцового моста.

В 1841 году на башнях моста появились знаменитые статуи «Укрощение коня» по проекту Петра Клодта: две скульптуры были выполнены из бронзы, а другие две — из окрашенного гипса. Два бронзовых оригинала император Николай I отправил в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Полностью бронзовые скульптуры украсили Аничков мост только в 1851 году.

Банковский мост

Об этом знаменитом городском мосту метко высказался ленинградский поэт ХХ века Дмитрий Бобышев: «Крылатый лев сидит с крылатым львом». Он был сооружен в начале ХIХ века, соединив Спасский и Казанский острова в центре Петербурга. Возле него также расположены здания Государственного экономического университета и Ассигнационного банка. Именно крылатые львы являются основным украшением моста, которые, по легенде, охраняют золотой запас города от врагов. Статуи, отчеканенные из меди и покрытые сусальным золотом, были отлиты на Александровском чугунолитейном заводе. Также крылатые львы впоследствии стали основным символом фабрики имени Крупской. Еще несколько интересных фактов о мосте:

  1. Скульптуры крылатых львов изготовил Павел Соколов.
  2. Банковский мост является самым узким в Северной столице: его ширина составляет всего 1,8 м.
  3. Мост пользуется большой популярностью среди туристов: считается, что если положить у лап льва монетку, это поможет улучшить собственное финансовое положение.

Львиный мост

Статуи львов очень распространены в Санкт-Петербурге, и один из пешеходных цепных мостов получил свое название именно благодаря такому украшению. Статуи львов, служащие опорами у переправы через канал Грибоедова между Казанским и Спасским островами, как и в случае с Банковским мостом, создал Павел Соколов. Сам же проект переправы принадлежит одному из ведущих инженеров того времени — Вильгельму фон Треттеру. Мост был открыт в 1826 году, и в первый же день по нему прошли 2700 городских жителей. Также о Львином мосте известно следующее:

  1. Изначально львов должны были быть отчеканены из медных листов, однако в итоге их отлили из чугуна и выкрасили под мрамор.
  2. Это родной брат (точнее, уменьшенная копия) «моста о четырех львах», который находился в парке Тиргартен в Берлине. Позже его заменил Лёвенбрюкке - первый подвесной мост в немецкой столице.
  3. Павел Соколов долгое время оставался одним из лучших скульпторов при Адмиралтействе, и он также является автором известного фонтана в Царском селе «Девушка с кувшином».

Эрмитажный мост

Этот знаменитый мост Петербурга построен во второй половине XVIII века в качестве переправы через Зимнюю канавку, заменив один из первых в городе деревянных мостов. Изначально его называли Зимнедворцовым, затем Верхнебережным. Текущее название конструкция получила после соединения зданий Эрмитажного театра и Старого Эрмитажа переходом-галереей, в связи с чем мост был гармонично дополнен аркой.

Жители и гости города называют Эрмитажный мост одним из самых романтических в городе. С ним связана трагическая история из «Пиковой дамы» Пушкина, а также одноименная опера, написанная Петром Чайковским. В третьем действии героиня Лиза после потери любви бросается в воду с Эрмитажного моста. В связи с этим конструкцию в народе неофициально прозвали «мостиком Лизы».

Троицкий мост

Этот мост был возведен к 200-летию Санкт-Петербурга, и работы над ним продолжались около 20 лет. Изначально это должен был быть проект создатель знаменитой башни в Париже Александра Гюстава Эйфеля, однако его признали слишком затратным и выбрали проект отечественной фирмы «Батиньоль». Над мостом также работали представители Петербургской Академией художеств - архитекторы Александр Померанцев, Леонтий Бену и Роберта Гедике. В итоге один из самых красивых и длинных раздвижных мостов через Неву был открыт в конце ХIХ века, и его первый торжественный развод провел лично император Николай II, нажав на кнопку механизма.