Актуальность профессии

По данным Международного агентства по профилактике слепоты, во всем мире от нарушений зрения страдают 19 млн детей. Из них 1,4 млн слепы необратимо.

В России, по опубликованным в СМИ данным, примерно 200 тыс. детей и подростков с с ограниченными возможностями по зрению. Около 15% из них полностью слепые, остальные - слабовидящие.

Такие дети не могут осваивать программы обычных школ и детсадов из-за своих физических ограничений. С другой стороны, незрячие и слабовидящие дети нуждаются в освоении особых навыков, которые можно сформировать только в особой среде и со специально обученными педагогами.

В российской образовательной системе для обучения и адаптации слепых и слабовидящих детей созданы:

  • специализированные коррекционные школы, школы-интернаты и детские сады;
  • коррекционные классы или группы при обычных школах или детсадах;
  • психолого-медикопедагогических консультации;
  • реабилитационные центры.

Во всех этих учебных заведениях работают специалисты-тифлопедаги. Кроме того, в услугах таких учителей нуждаются семьи, которые предпочитают обучать ребенка и адаптировать его к социальной среде индивидуально.

К сожалению, специальный учебные заведения и центры есть только в городах, прежде всего крупных. То есть, тифлопедагогам за пределами мегаполисов найти работу бывает нелегко.

Из истории тифлопедагогики

Первым педагогом, который начал создавать специальную систему обучения слепых детей, стал француз Валентин Гаюи (1745 - 1822 гг.). Сегодня он считается основоположником тифлопедагогики.

Сторонник Просвещения, друг великого энциклопедиста Дени Дидро, Гаюи в разрез устоявшемуся мнению считал незрячих людей полноценными членами общества. Они могут и должны учиться и работать, как и все остальные, полагал педагог. 

В 1784 г. Гаюи на личные средства открыл в Париже первую в мире школу для слепых детей. Он еще до Брайля придумал специальный шрифт для незрячих. Также он создал первую типографию, которая печатала книги для слепых.

В начале XIX века Гаюи по приглашению российского императора Александра Первого приезжает в Россию. В 1807 г. была основан Санкт-Петербургский институт рабочих слепых, в котором незрячие дети обучались наукам и ремеслам. В старости Гаюи вернулся на родину, но его дело продолжилось. Школы для слепых в России продолжили открываться.

Но как часть государственной системы образования учебные заведения для слепых и слабовидящих стали развиваться уже в советское время.

Чем занимаются тифлопедагоги

В специализированных садиках и школах для слепых и слабовидящих детей тифлопедагогу отводится центральная роль. Именно он определяет направление образовательного процесса и координирует работу различных специалистов.

Работа тифлопедагога строится по нескольким направлениям:

  • Обследования детей. Тифлопедагог изучает документы и результаты медицинских обследований каждого ребенка, общается с самим воспитанником/школьником. На основании этого педагог определяет направления и глубину работы, которую предстоит провести. А также проводит анализ результатов уже проделанного, если обследование не первое.
  • Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. На этих занятиях тифлопедагог по специальным методикам обучает детей получать информацию доступными им средствами. Кроме того, ребята учатся читать точечный шрифт Брайля, получают другие важные навыки. С детьми, у которых сохранено зрение, ведутся уроки по развитию зрительного восприятия.
  • Участие в методической работе дошкольного учреждения. Тифлопедагог посещает общеобразовательные занятия и мероприятия - так он видит, насколько эффективна его собственная работа. Также он дает рекомендации воспитателям и учителям, обучает их специфическим приемам работы.
  • Работа с родителями. Тифлопедагог консультирует родителей по всем вопросам обучения и социальной адаптации детей. Он учит правильно помогать детям и поддерживать в семье климат, необходимый для воспитания слабовидящего или слепого ребенка 

Коррекционная работа

Коррекционные занятия - это самая важная часть работы педагога. Цель этой деятельности - научить детей учиться, самостоятельно ориентироваться в пространстве, играть, выполнять посильную работу.

Для этого тифлопедагог учит получать информацию об окружающем пространстве посредством слуха, обоняния и осязания. Слабовидящие дети обучаются пользоваться своим ослабленными зрением. Затем, ребята практикуются в умении использовать получаемую ими информацию в повседневной жизни и учебе.

Есть несколько видов (предметов) коррекционных занятия для слепых и слабовидящих детей:

  1. Развитие зрения и зрительного восприятия. Дети учатся распознавать предметы и их признаки, насколько позволяет зрение.
  2. Развитие осязания и мелкой моторики - направлено на обучение пользоваться своими руками и получать максимум информации посредством осязания.
  3. Ориентировка в пространстве - обучение чувствовать себя и свое тело в пространстве, понимать расстояния, находить и определять предметы вокруг себя и т.д. Затем - ориентироваться по специальным схемам.
  4. Социально-бытовая ориентировка. Дети обучаются различать и пользоваться бытовыми предметами, посильно трудиться. Также в курс входит культура общения и поведения.
  5. Предметно-практическая деятельность - лепка, конструирование, работа с бумагой, затем и более сложные виды деятельности.

Также тифлопедагог может проводить для ребят и другие занятия: например, по развитию мимики и пантомимики, ритмике.

Качества, необходимые тифлопедагогу

Тифлопедагог - это еще и особый склад личности. Одного интеллекта и желания работать тут мало. Профессиональному тифлопедагогу следует обладать такими качествами:

  • любовь к детям
  • толерантность
  • доброта
  • целеустремленность
  • терпение
  • стрессоустойчивость

Последнее качество ценят почти все работодатели, но в этом случае оно действительно необходимо. Учительская работа учителем сама по себе очень стрессовая, а работа дефектологов, в том числе тифлопедагогов - еще в большей степени. Общение с «особенными» детьми забирает много сил и эмоций, а результаты труда становятся видны через многие месяцы и годы работы. Выдержать это под силу не каждому.

Также тифлопедагогу желательно быть хорошим психологом, ведь ему придется находить и осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. 

Но, с другой стороны, тифлопедагоги точно не относятся к тем людям, которые тратят жизнь по пустякам. Помогать слабовидящим и незрячим детям полноценно жить, открывать их таланты - это прекрасная миссия.

Где получить образование

Получить профессию тифлопедагога можно в крупных педагогических вузах страны, хотя не во всех. Однако существуют курсы переподготовки по этой специальности - очные и в формате дистанционного обучения, в том числе онлайн. Если у вас уже есть высшее педагогическое образование, в особенности дефектологическое, то подобные курсы - отличная возможность получить еще одну специальность. 

А вот со смежными специальностями, как тифлосурдопедагог (работает со слепоглухими детьми) и тифлосурдопереводчик гораздо сложнее. Так, последнюю из этих профессий на 2018 год в России можно получить только НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» (Москва).