Что такое крафтовое пиво

Крафтовым пивом называют любые сорта этого напитка, которые варят не в промышленных масштабах, а на небольших пивоваренных предприятиях. Нередко такие напитки изготовляются по оригинальным рецептам лишь для творческой самореализации или для личного употребления.

Отдельные крафтовые пивовары начинали дело с собственных кухонь и даже сарайчиков. Со временем энтузиасты расширяют производство, но и в этом случае они предпочитают арендовать готовые цеха, а не обустраивать частные пивоварни. В ход идут как традиционные и проверенные временем технологии пивоварения, так и авторские находки.

Официального названия этому явлению в русском языке еще не нашлось. В публикациях обычно используется прямая транслитерация – «крафтовое пиво». Иногда такие напитки называют «самодельными» или «ремесленными».

Признаки крафтового производства

На Западе существуют признаки производства крафтового пива:

  • малая пивоварня;
  • независимость от внешних инвесторов;
  • следование общим традициям пивоварения.

Малыми в США считаются пивоварни, где производится не более 700 млн литров в год. Широкие масштабы производства существенно повышают риск при экспериментах с напитком. Если тот или иной сорт не будет принят потребителем, убытки при массовом производстве могут быть очень ощутимыми. И это оправдано, ведь один из принципов крафта – составление уникальных рецептов и оригинальных вкусовых сочетаний. Требование к масштабам производства поэтому продиктовано здравым смыслом и житейской логикой.

Крафтовое производство не зависит от акционеров или внешнего финансирования. Три четверти общего капитала предприятия должно находиться в распоряжении ее владельца. Если для расширения дела потребуется более значительное участие внешних инвесторов, пивоварам будет трудно сохранить самостоятельность и подходить к делу творчески.

Крафтовое производство заботится о том, чтобы не нарушать принятые в пивоварении традиции. Базу оригинальных сортов пива должен составлять солод. Работы нацелены не на снижение стоимости пива и общих производственных расходов, а на расширение потребительских качеств продукта.

Крафтовое пиво: история

Первые упоминания о пиве в письменных источниках относятся к XX веку до новой эры. Но этот напиток наверняка готовили и гораздо раньше. За прошедшие с тех пор тысячи лет цивилизация достигла небывалых успехов. Но после серьезных экономических потрясений в XX веке общество пересмотрело свои подходы к культуре потребления. В масштабах государства стало выгодным массовое производство продуктов.

Реклама и другие новомодные средства «убеждения» потребителей позволили привести вкусы общества к некоему среднему значению. Мелкие пивоваренные компании стали закрываться. А крупное производство стало штамповать абстрактную продукцию, которая часто не имела оригинального вкуса и спецификации. Придя в пивной бар, любитель хмельного напитка просто заказывал разливное «пиво», а через несколько минут получал нечто ожидаемое по цвету и вкусу. Но широкого разнообразия напитка на рынке не наблюдалось.

Изменения начались во второй половине прошлого века. В 60-е годы стали возникают мелкие «гаражные» производства; там выпускались не только классические сорта, но и весьма оригинальные напитки, где была использована авторская рецептура. Первым крафтовым пивоваром в Соединенных Штатах стал Фриц Майтаг с его пивоварней Anchor Brewing. Легализовалось крафтовое пивоварение в США  в 1978 году, но только в нескольких штатах. Этот процесс завершился лишь в 2013 году. Теперь в Америке работает более 2000 приватных пивоварен.

Крафтовое пивоварение: особенности

В основу этого вида пивоварения положена идея реализации творческого потенциала авторов, а не извлечение прибыли. Некоторые считают этот критерий единственным условием, позволяющим отнести напиток к крафту. И все же в Европе границы между ширпотребом и эксклюзивными сортами пива до сих пор размыты.

Принципы работы крафтовых пивоваров:

  • творчество;
  • инновации;
  • создание сообществ;
  • индивидуальность.

Пивовары все время в поиске новых вкусов. Они не бояться экспериментировать с различными добавками. Известны сорта пива, приготовленные на травах, арбузах, березовых почках. Бывают и более экзотические комбинации. Если производство одного сорта стабилизируется и прочно занимает нишу в одном из сегментов – говорить о крафте уже не приходится.

Крафтовые пивоварни подобны кинозвездам: они сильно зависят от поклонников. В условиях ожесточенной рыночной конкуренции выигрывают те предприятия, где лучше поставлена реклама «из уст в уста», то, что в России называют «сарафанным радио». Производители крафта не гоняются за баснословными прибылями. Но они любят предлагать людям яркий по вкусу продукт и зарабатывать на этом какие-то деньги, позволяющие поддерживать производство.

Обезличенное пиво постепенно уходит с рынка. Теперь на этом рынке, как и в других областях жизни, ценится индивидуальность, необычные рецепты и насыщенный вкус пива. Авторы пивных композиций считают свою работу столь же творческой, как деятельность художников, поэтов и композиторов.

Проблемы крафтового пивоварения

Определение крафтового пива по-прежнему размыто. Поэтому производители стараются включить в такую категорию все сорта, которые хоть немного выходят за рамки привычных видов напитка. Кое-кто из пивоваров быстро уловил рыночные тенденции, ощутил возможность легкого заработка и начал выпускать уникальные сорта в серьезных масштабах.

На рынке до сих пор велика доля «живого» пива и прочих его светлых и темных разновидностей. Они имеют некоторые признаки авторского крафтового пива, но под другие требования жанра категорически не подпадают.

Повальное увлечение новым направлением привело к появлению множества сортов, которые проигрывают даже обычному пиву. А это вполне может дискредитировать саму идею крафта. Специалисты все же полагают, что со временем крафтовый ажиотаж снизится, а мошенники и дилетанты покинут рынок.

Крафт в России

В Россию крафтовое пиво пришло только в 2012 году. По этой причине на уровне государственных структур пока не разобрались, как упорядочить этот сегмент рынка. Пивоварам приходится сражаться с произволом чиновников, с множеством ограничений и правил.

Пример: если в основную рецептуру вносится мельчайшее изменение, необходимо регистрировать новый сорт напитка. А это не только бумажная волокита, но и серьезные расходы.

Российские законы не делают различий между крупными пивоварнями и мелким крафтовым производством. Но некоммерческий крафт не в состоянии конкурировать с гигантами индустрии. И все же процесс идет. К достижениям крафта в России можно отнести:

  • фестивали крафтового пива;
  • объединение пивоваров в ассоциации;
  • открытие крафтовых пабов.

Центром крафтового пивоварения в России остается Санкт-Петербург. В городе на Неве действует несколько десятков пивоварен, где создают авторское пиво. Энтузиасты отечественного крафта прилагают массу усилий, обогащая рецепты пива собственными уникальными наработками.