Детство и юность

Фрида Кало родилась в 1907 году в Мехико. Отец девочки был немецким евреем, мать – мексиканкой, рожденной в Америке. Малышка жила в дружной и достаточно обеспеченной семье, но вскоре судьба послала ей первое испытание – полиомиелит. Лечение было сложным и кончилось не слишком удачно – пожизненной хромотой. Ровесники дразнили маленькую Фриду, высмеивая ее «деревянную ногу». Впрочем, быстро растущую девочку злые шутки не задевали. Она вполне успешно бегала, плавала, занималась боксом и гоняла с дворовыми мальчишками в футбол. Очень часто именно Фрида была заводилой в уличных стычках – поврежденная нога не мешала ее задаткам лидера. К тому же иссушенная болезнью конечность отлично скрывалась широкими мешковатыми брюками и удобными мужскими ботинками. Подрастая, Фрида научилась маскировать недостаток, наряжаясь в национальные мексиканские одежды со сборчатыми юбками, ниспадающими до пола. Внимание отвлекала массивная бижетерия из серебра, пышные цветные блузы, причудливые головные уборы. И, конечно, лицо девушки – не слишком красивое, но яркое, живое, запоминающееся.

Фрида отличалась целеустремленным характером, желанием учиться, отличными способностями. Она запланировала карьеру медика и готовилась к поступлению в университет. Но планы перечеркнула одна-единственная поездка. Теплым сентябрьским днем вместе с приятелем Фрида садиться в автобус. На ближайшем перекрестке у рынка в него врезается трамвая. Итог катастрофы ужасен – позвоночник сломан в трех местах, искалеченная правая нога – в одиннадцати, ступня раздроблена, таз раздавлен. И главное – толстый железный штырь, пронзивший тело девушки. Как позже говорила сама художница, именно этот грубый металл лишил ее девственности. От страшного удара с тела сорвало всю одежду, девушку засыпало сухой золотой краской, которую вез один из пассажиров. Удивительно, но после ужасных травм Фрида осталась жива, навсегда потеряв возможность иметь детей.     

Художница: начало

Творческая биография Кало началась именно после катастрофы. После нескольких мучительных операций девушку приговорили к постельному режиму. Пострадавшую ногу поместили в гипс, на тело надели хитроумный ортопедический корсет, фиксирующий и вытягивающий позвоночник. Чтобы отвлечься от физических страданий, гнетущего одиночества и безнадежности, Фрида взялась за кисть. Лежа на спине, она пристраивала подрамник на кровать и работала сразу двумя руками, создавая яркие, необычные и слегка безумные полотна в наивном стиле с яркими национальными мотивами.

Основная героиня картин – сама Кало. Рисуя, она создавала своеобразный, предельно откровенный дневник, не стесняясь изображать самые потаенные мысли, мечты, страхи и воспоминания. Бесконечные портреты – вовсе не эгоцентризм или самолюбование. Просто мир для художницы сузился в рамки больничной палаты, а времени для самоанализа, размышлений и планов у молодой художницы было предостаточно. На самодельный подрамник родители укрепили зеркало, и девушка могла часами изучать собственное лицо. Врачи не ставили радужных прогнозов – многие полагали, что Фрида навсегда останется калекой, прикованной к кровати или, в лучшем случае, к инвалидному креслу.    

Однако произошло очередное чудо – измученная девушка поднялась на ноги. Еще два года она носила тяжелый и неудобный корсет, тщательно маскируя его просторными блузами и пестрыми шалями. Выздоровление было неполным – девушку мучали сильные боли, каждый шаг давался ей с трудом. Фрида неоднократно признавалась, что живет только ради живописи – именно в ней, а не в медицине, она видела будущее.

В 22 года художница поступает в самый престижный художественный институт, куда девушек принимали нечасто. Из 1000 студентов только 35 принадлежали к прекрасному полу, а Фрида, несомненно, была самой яркой и талантливой из них. В институте произошло еще одно событие, определившее ее судьбу – встреча с будущим мужем. Среди первых, оригинальных, но достаточно сдержанных работ:

  • «Автопортрет в бархатном платье»;
  • «Портрет Кристины»;
  • «Две женщины»;
  • «Автобус».  

Диего и Фрида:  союз слона и голубки

Диего Ривера – успешный мексиканский художник с собственной смелой манерой письма, жизнелюб, шутник, неисправимый сердцеед. Он недавно вернулся из Франции, пользовался популярностью, был признанным авторитетом. Именно к нему пришла Фрида, планируя улучшить свою манеру, придать живописи недостающую точность и твердость. Результатом встречи стал пылкий роман. Со стороны двадцатидвухлетней девушки – вся сила чувств, пробуждающаяся страсть, бешеный темперамент. Со стороны сорокадвухлетнего великана – снисходительный интерес, удивление, нежность. Постепенно Ривера уступает напору Фриды и сам влюбляется в нее. Следует предложение, объяснение с отцом возлюбленной, многолюдная шумная свадьба.

Семейная жизнь не была спокойной. Фрида безумно любила и ревновала мужа, не отличавшегося верностью. Бурные скандалы заканчивались жаркими примирениями, а потом снова перерастали в ссоры. Супруги пререкались и из-за разногласий в работе – Риверу бесило, что молодая жена смеет критиковать его работы. При этом ее собственное творчество было весьма успешным – картины Фриды выставлялись на родине и за границей. Финансового благополучия при жизни они не принесли, зато после смерти художницы работы продавались на аукционах за астрономические суммы. Рекорд – 7 миллионов долларов за один из автопортретов, написанных на листе металла. В это период созданы неоднозначные, пугающие и пронзительные полотна:

  • «Автопортрет» (посвящен Льву Троцкому»);
  •  «Диего и Фрида»;
  • «Диего в мыслях»;
  • «Маленькая лань»;
  • «Автопортрет со Сталиным»;
  • «Память»;
  • «Больница Генри Форда» («Летающая кровать»);
  • «Мое рождение»;
  • «Несколько маленьких царапин».      

Брак продлился всего пять лет, затем пара разошлась – чтобы снова съехаться через год. Такие отношения будут тянуться всю жизнь художницы. Сама она тоже не отличалась высокой нравственностью, завязывая интрижки не только с мужчинами, но и с женщинами.

Одним из самых известных любовников Фриды стал Лев Троцкий, бежавший вместе с женой в Мексику. Чета Ривера, разделявшая убеждения революционера, поселила беженцев в своем доме, роман был бурным, но коротким. В 1940 году Троцкий был убит, но отношения прервались задолго до трагического конца. Некоторые биографы приписывают художнице роман с Владимиром Маяковским, но точных доказательств этому не нашлось.

Конец творца и вечная жизнь

В 40-е годы художницей написаны самые яркие и зрелые работы. Однако с годами и без того хрупкое здоровье Фриды значительно ухудшилось. Многочисленные травмы давали о себе знать все чаще. Поврежденную ногу поразила гангрена, конечность пришлось отнять. В последние месяцы художница не вставала с постели, но продолжала работать. Все трагические события, несбывшиеся мечты и душевные терзания отражены в полотнах этого периода – пронзительных, символичных, иногда страшных. Последняя картина была дописана всего за 8 дней до кончины. Среди самых ярких работ 40-50-х годов:

  • «Автопортрет с обрезанными волосами»;
  • «Сон»;
  • «Автопортрет в образе Техуаны»;
  • «Сломанная колонна»;
  • «Без надежды»;
  • «Две Фриды»;
  •  «Корни»;
  • «Марксизм исцеляет больную».

Фрида Кало де Ривера оставила яркий след в мексиканской и общемировой культуре. В ее родовом поместье создан музей, один из самых популярных экспонатов – урна с прахом самой Фриды. Тут же хранятся личные вещи, многочисленные картины и наброски, дневник, который она писала в последние годы жизни. 

Память о художнице увековечена в документальных и художественных книгах, фильмах, спектаклях. Харизма и яркая индивидуальность хрупкой, мужественной, необыкновенной и загадочной женщины притягивает творческих людей. Эффектная внешность Фриды и созданный ею образ вдохновляют модельеров, художников, музыкантов.