Поначалу Гарднер называл свою религию «колдовство» - это было тайное и древнее учение. Он утверждал, что в это учение его посвятили члены колдовского культа, который сохранился в Европе и действует подпольно. Сам Гарднер считал викканскую традицию продолжением дохристианских европейских верований - в их основе лежало почитание сил природы, которые воплощались в образе Богини-Матери и Бога-Отца.

Однако археологи, антропологи и историки полагают такую версию сомнительной, и официально считается, что викка создана не раньше 20-ых годов XX века. Викка и правда схожа с архаическими матриархальными верованиями, но скорее напоминает попытку частично воссоздать их, чтобы потом объединить с концепцией современного неоязычества.

Викканами зовут не только последователей Гарднера, но и всех, кто имеет схожие верования. Постоянно создаются новые формы викканской теории и практики.  

Создатель викканской традиции

Джеральд Гарднер был государственным служащим, антропологом на уровне любителя, писателем и оккультистом. Происходил из богатой семьи и рос на попечении няни-ирландки. С детства Гарднера мучила астма, поэтому, полагая, что теплый климат будет более полезен мальчику, родители отпустили его с няней на континент. Так и получилось, что молодость Гарднер провел в Европе, на Цейлоне, в Азии. Потом он перебрался в Малайзию, где выращивал каучук, знакомился с местными жителями и изучал их религии, которые очень впечатляли его.

После 1923 года Гарднер устроился на государственную службу: правительственным инспектором в Малайе. Через 5 лет женился на англичанке, с которой прожил более 33 лет. В 52 года Гарднер ушел в отставку, вернулся в Англию, где опубликовал эссе «Крис и другое малайское оружие», основанное на его исследованиях.

В Лондоне, однако, он прожил недолго – в том же году вместе с женой они переехали в Хайклиф, где Гарднер серьезно увлекся оккультизмом и нудизмом. В 1939 году он вступил в «Общество Фольклора», писал в журнал «Фольклор», в 1946 году сделался членом общественного комитета. Гарднер любил звания.

В 1947 году он познакомился с Алистером Кроули, который и посвятил его в Орден восточных тамплиеров. Есть версия, что Гарднера посвятили в VII градус Ордена, с которого начинается изучение сексуальной магии. По другой версии, Кроули сам обучил Гарднера некоторым магическим практикам, который тот потом включил и в собственные ритуалы. Однако, согласно сведениям оккультистки Патрисии Кроутер, Кроули не давал Гарднеру никаких материалов по колдовству.  

Под псевдонимом «Скайр» Гарднер написал две книги: «Пришествие Богини» и «Помощь Высшей Магии». Спустя 5 лет в свет вышли еще два его произведения: «Колдовство Сегодня» и «Значение Колдовства», где Гарднер описывал колдовскую традицию, в которую его посвятили. Он утверждал, что принял обет молчания, и только после отмены Колдовского Акта в 1951 году смог открыть «истинную суть колдовства».

В 1960 году умерла жена Гарднера. Это подкосило его, вернулись приступ астмы. Сам Гарднер умер в 1964 году от сердечного приступа. Похоронен в Тунисе.

Теология и загробный мир

В основе викканской традиции лежит поклонение 2 божественным началам – мужскому и женскому, которые имеют образ Бога и Богини. На счет равенства этих начал нет единого мнения:

  • одни почитают только Богиню;
  • другие почитают Богиню несколько больше, чем Бога;
  • третьи считают начала равными и поклоняются им одинаково;
  • четвертые почитают только Бога.

Но последние встречаются реже, поскольку викка больше внимания уделяет женскому началу. По мнению виккан, все боги и богини религий прошлого – это ипостаси их Бога-Отца и Богини-Матери. Последнюю наделают свойством триединства: дева, мать и старуха, что отражает связь Богини-Матери с лунными циклами.

Бог виккан – это рогатый бог-охотник древних племен, которые населяли Европу. Он не имеет отношения к христианскому богу, ведь, согласно учению викки, нет одного всемогущего божества, сотворившего мир. Краеугольный камень викканской теологии – крайняя степень имманентности Бога и Богини.

Другая важная часть викканской традиции – переселение душ. Виккане верят, что после смерти душа человека находится в стране вечного лета, где ждет следующего воплощения и готовится к нему. Виккане не признают концепции Рая или Царствия Небесного, не хотят освобождения от колеса Сансары и слияния с Абсолютом. Они находят смысл в реальном мире, и на практике интереса к посмертию не проявляют. Даже спиритизм у них сконцентрирован на практических целях жизни, а не на связи с загробным миром.

Магия и символика

Викка имеет не только духовную, но и магическую составляющую. Колдовство в ней – это священнодействие, способ служения Богине и Богу, поэтому учение называют «религией ведьм». Само слово «викка» переводится с древнеанглийского языка как «ведьмовство».  

Занятия магией, при этом, не обязательны. Для викканца достаточно придерживаться основных концепций религии и по-своему выражать почтении Богине и Богу. Однако большая часть вероучения сосредоточена на колдовстве, без которого не будет:

  • сакральных мест и ритуалов;
  • богослужений и таинств;
  • священного писания и молитв.

Даже праздники викканцев – это магические ритуалы, а община – это ковен ведьм и колдунов, причем практикующих.  

Символика викканцев объединяет множество древних символов из разных культур, но есть и строго официальные знаки, которые можно увидеть на викканских надгробиях. Первый такой знак – прямая пентаграмма, которая изображает гармонию стихий под главенством духа. Второй знак – лунный символ, он обозначает Богиню.

Ритуалы и праздники

У виккан нет повсеместно принятых ритуалов: каждый последователь или ковен сам придумывает порядок действий и создает собственные обряды. И все это записывают в книгу теней – сборник заклинаний, церемоний и другой магической информации, о которой никому не рассказывают. Но известно, к чему приурочены ритуалы виккан:

  • практики посвящения;
  • саббаты и эсбаты;
  • викканинг, когда новорожденного ребенка представляют Богу и Богине для того, чтобы снискать их покровительство (это не посвящение и не аналог крещения у Христиан);
  • хэндфастинг – ритуал бракосочетания у виккан.

Виккане верят, то силами стихий можно управлять с помощью силы воли, и вызывать таким образом изменения на психическом и физическом уровне жизни людей.

Праздники викки имеют дохристианское происхождение, они связаны со сменой времен года. А викканский календарь называется «колесо года». Все праздники разделяются на 2 группы: 4 великих праздника смены времен года и 4 праздника на дни осеннего и весеннего равноденствия, а также солнцестояния. Все эти праздники называются саббатами. Кроме того, праздничным временем считается полнолуние и новолуние, которые называются эсбатами.