На данный момент Scrum является самой популярной из всех гибких Аджайл-технологией. Одной из основных ее особенностей является то, что опирается она на командную работу.

Scrum - что это такое

В мире предпринимательства акцент при выполнении какого-либо проекта в большинстве случаев делается на индивида. То есть каждый сотрудник компании несет ответственность за порученную работу и отчитывается за нее.

Однако любое производство существует в первую очередь, благодаря групповым усилиям. Лучшие сотрудники фирмы могут, конечно же, выполнять работу быстрее остальных. Но производительность компании увеличивают все же в первую очередь блестящие команды.

При выполнении проектов по методике Scrum (произносится не «скрум», а «скрам») формируется в первую очередь именно группа, в которой каждый человек выполняет ту или иную функцию. То есть участниками проекта в данном случае, в отличие от обычных методик, становятся люди не одной специальности, а разных.

Сам процесс работы по Scrum-методологии делится на несколько частей с постановкой конкретных целей. После достижения задач-минимум, команда отчитывается перед заказчиком. Очень часто такая методика используется, к примеру, командами, занимающимися разработкой ПО.

Простой пример организации работы по Scrum-технологии

В обычных компаниях бухгалтера работают вместе с другими бухгалтерами, программисты — с программистами и т. д. При использовании технологии Скрам дело обстоит совершенно по-другому.

К примеру, при применении этой методики членами команды кондитерской или пекарни будут:

  • шеф-повар;
  • технолог;
  • кондитер;
  • продавец.

Работать все эти люди должны максимально сплоченно. Например, продавец сообщает команде, что у покупателей не пользуются спросом пирожки с картофельной начинкой и при этом они очень часто покупают выпечку интересной формы.

Команда учитывает эти рекомендации и начинает печь треугольные пирожки со смородиной. Продукт быстро раскупается покупателями, что приводит к повышению рентабельности кондитерской.

История создания

Собственно само понятие «скрам» увидело свет еще в 80-х годах прошлого века. Ввели его в обиход ученые из Японии Х. Такеучи и И. Нонаки, отмечавшие успех проектов, реализуемых мини-группами без общей специализации.

В 1993 г. именно такой оригинальный подход был использован при разработке методологии управления для фирмы Easel программистом Джозефом Сазерлендом. Этот американский специалист и назвал его официально Scrum.

Еще пару лет спустя программист Кен Швабер адаптировал технологию Скрам ко всей индустрии в целом. С тех пор Scrum начал набирать популярность и сегодня многие компании мира работают именно по такой методике.

Почему вам стоит узнать о том, что такое Scrum: преимущества технологии

Огромную популярность Скрам-методология в мире завоевала прежде всего за то, что ее использование позволяет реализовывать проекты в два раза быстрее. К тому же эта технология, в отличие от применявшихся ранее, позволяет в конечном итоге получать именно тот продукт, который необходим клиенту.

К преимуществам Scrum-методологии, помимо всего прочего, можно отнести возможность:

  • минимизации бюджета проекта;
  • ежедневного контроля за ходом работ;
  • внесения корректив непосредственно по ходу реализации.

Существуют ли недостатки

Плюсов у технологии гибкого управления Scrum имеется множество. Но есть у этой методики, как и у любой другой, конечно же, и свои недостатки. К минусам Scrum можно отнести, к примеру:

  1. Большое количество исключений. Завершить проект при работе по этой методике, в отличие от традиционных, при низком бюджете, недостаточной квалификации работников, некомпетентном менеджере будет попросту невозможно.
  2. Сложности при заключении договоров. При применении этой методики нет фиксированного техзадания или бюджета. А это затрудняет юридическое оформление проекта.
  3. Не слишком широкую специализацию метода. В некоторых случаях не все этапы разработки проекта могут быть реализованы по Scrum.

Особенности технологии

Помимо командной работы и наличия мини-целей, к особенностям методики Scrum можно отнести:

  1. Отсутствие иерархии власти. В обычных компаниях нижестоящие сотрудники делают то, что им приказывают вышестоящие. При использовании Скрам-методики все члены команды работают сообща.
  2. Слаженность действий. Иерархии в команде в данном случае нет, но деятельность участников проекта направляется владельцем конечного продукта. Именно этот человек задает основной вектор работы группы.
  3. Коллективная ответственность за результат. В случае провала проекта вместо того, чтобы искать виновного, команда выявляет причину проблемы и исправляет ее.

Структара Scrum

Состоит Скрам-управление проектами из 3-х основных частей:

  • ролей;
  • практик;
  • артефактов.

Каждая из этих частей в свою очередь также включает по нескольку элементов.

Роли

Ролей в Скраме предусматривается три:

  • владелец продукта — представитель клиента;
  • скрам-мастер — один из членов команды, направляющий его разработку;
  • разработчики — команда специалистов из 5-9 человек, отвечающая за достижение выбранных задач.

Владелец продукта при реализации скрам-проекта, взаимодействуя с командой, координирует ее действия, представляет требования и в конечном счете принимает и оценивает результаты.

Скрам-мастер, помимо всего прочего, решает проблемы, мешающие работе. В его обязанности входит также создание командного духа в группе.

Первостепенной задачей разработчиков является постановка реальных целей на каждом этапе и их достижение в намеченные сроки.

Практики

Мини-этапы с конкретными целями в Скраме называются спринтами. Каждая такая фаза обычно длится 2-4 недели. Задачей команды является на заключительном этапе каждого спринта получить готовый продукт, который можно продемонстрировать клиенту.

Практик в Scrum, как и ролей, предусматривается три:

  • каждодневные встречи — проводятся утром перед началом работы;
  • встречи по обзору спринта — проводятся в коне фазы;
  • аварийная остановка спринта — прекращение работ до наступления дедлайна в случае невозможности выполнения задачи или по инициативе заказчика.

Артефакты

Главными артефактами любого Scrum-проекта являются:

  • журнал продукта — перечень требований заказчика, отсортированных по значимости;
  • журнал спринта с разбивкой на микро-задачи;
  • график спринта — отображение изменений в объеме работы.

На выполнение каждой цели из журнала спринта группе, работающей по Скрам-методике, отводится обычно не более 2 суток.