Критики видели в Гауди одинокого гения: эксцентричного, непонятного, немного не в себе, и самый распространенный миф рассказывает, что архитектор 20 лет работал и жил в подвалах Саграда Фамилия. А в реальности он лишь ночевал там, и длилось это полгода. Образ Гауди слишком романтизировали.

Хотя в Каталонии и сейчас нет однозначного отношения: память этого человека или превозносят, или оскверняют. И пока одни считают его лжепророком, другие требуют у Ватикана канонизации.

Краткая биография

Полное имя архитектора - Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет, дата рождения - 25 июня 1852 года. Родился в городке Реус, имя получил в честь матери, и вторая часть фамилии, по испанской традиции, тоже от нее.

С раннего детства Гауди много болел, ходить начал поздно. Он не мог играть в подвижные игры во дворе и посещать уроки физкультуры: его мучили ревматические боли в ногах. И эти боли не позволяли даже гулять, Антонио выбирался на прогулки верхом на ослике. Но ближе к совершеннолетию боли прошли.    

Не имея возможности тратить время на подвижные игры, Гауди занимался умственным развитием, во многом опережал сверстников, даже выглядел старше. Если он не мог взять силой и проворством – брал умом. Школу же окончил одним из лучших учеников.

Однако в процессе учебы особыми успехами не блистал, выделяясь только по одному предмету – геометрии. Зубрежку Гауди не любил, предпочитая вместо нее проводить время в Риудомсе. Оттуда виден монастырь Монсеррат, который потряс воображение юного Гауди, шпили церквей и горы. Игра света на камне очаровала его, казалась мистической, и стала лейтмотивом последующего творчества.

В 1868 году Гауди окончил школу. Тогда он уже знал, что архитектура станет делом всей жизни. Имея возможность учиться в высшем учебном заведении, 17-летний Гауди переехал в Барселону, где и устроился в архитектурное бюро рядовым чертежником. Он хотел учиться на практике. Но и теорией не пренебрег, записавшись на курсы Барселонского университета, где изучали архитектуру. Здесь Гауди проучился 5 лет, а за время обучения поступил в Провинциальную школу архитектуры.

В этот период он искал способ совместить романо-готическое каталонское искусство и декоративную восточную архитектуру, геометризм и форму органической природы. Но самостоятельно еще не работал, хотя успел немало:

  • в 1878-1879гг оформил фонари площади Реаль;
  • в 1878-1882гг создал водный каскад в парке Цитадели;
  • в эти же годы разработал проект рабочего квартала и здания фабрики.

С 1883 по 1900 годы произошли 2 важных события в жизни Гауди: начало работы над Саграда Фамилия и знакомство с Гуэлем, который был богатым промышленником, а в последствии стал одним из заказчиков архитектора и его другом. Для Гуэля Гауди построил одноименную усадьбу и дворец, к самым ярким деталям которых относят:

  • оригинальные, пластические окна;
  • почти скульптурные акценты;
  • сочетание разных орнаментов и цветов;
  • соединение керамики и кирпича.

После этого Гауди работал над строительством епископского дворца в Асторге, школы монастыря св. Терезы и Каза де Лос Ботинес, которые получились не менее оригинальными и считаются чудом архитектуры. А в 1883 Гауди получил заказ на строительство Саграда Фамилия, и это мгновенно сделало его одним из ведущих архитекторов Барселоны, каким он известен и сейчас.

В период с 1900 по 1917 год уникальный стиль архитектора достигает расцвета, и он берется за проект колонии и парка Гуэль. И то, и другое было зримым выражением социально-утопических взглядов Гауди и Гуэля. Хотя завершить колонию так и не удалось, мечты Гауди о слиянии мира природы с человеческим воплощались в жизнь. Он построил Каса Батло и Каса Мила, реставрировал собор в Пальма де Майорка. В 1926 году завершил фасад Рождества Саграда Фамилия, но в этот же год и погиб, попав под трамвай. Похоронен Антонио Гауди в крипте Саграда Фамилия.

Храм Святого Семейства

Это здание называют по-разному: собор Гауди, церковь Святого Семейства, Саграда Фамилия. Но полное наименование – Искупительный храм Святого Семейства. Собор этот Гауди задумывал с тремя фасадами, на каждом из которых должно было быть по 4 высоких шпиля с криволинейными очертаниями. Таким образом, на вершине строения находилось бы:

  • 12 шпилей, символизирующих апостолов Христа;
  • посредине архитектор думал расположить самую большую башню – Иисуса;
  • вокруг нее – 4 поменьше, в честь четырех Евангелистов.

Украшения на башнях отражали бы традиционные символы: орел, лев, агнец и телец. А на башне Христа должен был быть большой крест. А над абсидой должна была быть башня-колокольня, символизирующая Деву Марию.

На каждом из фасадов Гауди планировал сделать рельефы, которые изображали бы 3 важнейших момента жизни Христа. Один барельеф – «Рождение», второй «Страсти», третий же – «Вознесение». А объединять фасады должен был клуатр, крытая обходная галерея, которая создала бы внутренний двор собора.

Гауди не достроил Саграда Фамилия, умер раньше. И сейчас есть только фасад с «Рождеством» и 4 из 18 башен. Однако, этого хватает, чтобы поражать воображение людей со всего мира.

Парк Гуэль

Парк Гуэль – театрален. У него есть внешние стены, украшенные керамическими табличками, на которых написано, что парк обособлен от прочего мира. У ворот 2 домика-павильона: непропорциональные, будто возникшие из Страны Чудес. Крыша у одного из домиков даже сделана в виде шляпки волшебного гриба. А на верхушках обеих крыш перевернутые кофейные чашки.

По замыслу Гауди, парк должен был походить на оперу, как бы разворачиваясь в 3 несвязанных действиях. А начиналось представление от ворот, где 2 металлические газели прятались в клетки, когда створки открывались.

Сразу за входом вид на парадную лестницу, которая ведет к крытому рынку. У ее подножья есть каменный бассейн, вода в него течет изо рта змей, чьи капюшоны имеют цвета каталонского флага. Торговый зал – обширная площадь и множество дорических колонн, под каждой есть резервуар, в который должна стекать дождевая вода, очищенная слоями булыжника и песка. Внутри колонн тонкие трубы, по которым вода должна спускаться в скрытую внизу цистерну.

С площади видно весь парк Гуэль: дорожки, отмеченные каменными шарами, распятие в верхней точке, панорама всего города и залива. Каждая вещь в парке, от скамей до колонн – уникальный шедевр архитектуры.

Дом Кальвет

Этот дом – самое простое из всех творений Антонио Гауди, потому что архитектор сдерживал себя из практических соображений. Этот дом заказала ему вдова Педро Кальвета для офиса их текстильной компании, резиденции семьи и квартир внаем.

Дом Кальвет на первых этажа должен был быть офисным помещением, а на последних – жилым. Внешне дом выглядит обычно, он втиснут между двумя другими строениями, однако на крыше есть скульптуры святых мучеников, глядящих вниз. Дом построен в стиле римской insula, и то, что проектировал его Гауди выдает только фасад.

Дом Кальвет признали лучшим зданием Барселоны и присвоили ему премию.