Кант был близок философам эпохи Просвещения, он утверждал свободу человека, но не поддерживал интеллектуальный атеизм, свойственный его современникам. Теория познания у Канта основана на приоритете конкретного индивида – и это связывало его с рационалистами и эмпириками. Однако Кант старался преодолеть и эмпиризм, и рационализм. Для этого он применял свою, трансцендентную, философию.

Ядро теории познания Канта – гипотеза о том, что субъект влияет на объект, что объект в привычном виде является результатом восприятия и мышления субъекта. В те годы фундаментальное предположение для теории познания было обратным: объект влияет на субъект, и сдвиг, что Кант внес в философскую мысль, стали называть коперниковским переворотом.

Теория познания Канта

Знание Иммануил Кант определял, как результат познавательной деятельности. Он вывел три понятия, которые характеризуют знание:

  1. Апостприорное знание, которое человек получает из опыта. Оно может быть предположительным, но не достоверным, потому что утверждения, полученные из этого знания, приходится проверять практически, и не всегда это знание истинно.
  2. Априорное знание – то, что существует в разуме до проведения опыта, и не нуждается в практических доказательствах.
  3. «Вещь в себе» - внутренняя сущность вещи, которую разум никогда не сможет познать. Это центральное понятие всей философии Канта.

Таким образом, Кант выдвинул сенсационную для философии того времени гипотезу: познающий субъект определяет способ познания и создает предмет знания. И пока другие философы анализировали характер и структуру объекта, чтобы прояснить источники заблуждений, Кант делал это, чтобы понять, что такое истинное знание.

В субъекте же Кант видел два уровня: эмпирический и трансцендентальный. Первый – это индивидуальные психологические особенности человека, второй – всеобщие определения, что составляют принадлежность человека как такового. Объективное знание по Канту обусловливает именно трансцендентальная часть субъекта, некое надындивидуальное начало.

Кант был убежден, что предметом теоретической философии должно быть не изучение вещей самих по себе – человека, мира, природы, - но исследование познавательной способности людей, определение законов и границ человеческого разума. Подобным убеждением Кант ставил гносеологию на место первого и основного элемента для теоретической философии.

Априорные формы чувственности

Философы-современники Канта считали, что чувственность только доставляет людям многообразие ощущений, а принцип единства происходит из понятий разума. Философ соглашался с ними в том, что чувственность дает человеку многообразие ощущений, а ощущение – это сама материя чувственности. Но считал, что чувственность имеет и априорные, доопытные формы, в которые изначально «укладываются» ощущения и в которых они упорядочиваются.

Априорные формы чувственности по Канту – это пространство и время. Пространство философ считал априорной формой внешнего чувства или созерцания, время – формой внутреннего.

Именно эта гипотеза позволила Канту дать обоснование для объективной значимости идеальных конструкций, прежде всего - конструкций математики.

Рассудок и разум

Кант разделял эти понятия. Он считал, что рассудок обречен переходить от одного обусловленного к другому обусловленному, не имея возможности достигнуть некоего безусловного, чтобы закончить такой ряд. Потому что в мире опыта безусловного ничего нет, а рассудок по Канту опирается на опыт.

Однако люди стремятся к безусловному знанию, им свойственно искать абсолют, ту первопричину, из которой все произошло, и которая могла бы сразу объяснить всю совокупность явлений. И вот тут появляется разум.

Разум по Канту относится к миру идей, а не опыта, и дает возможность представить цель, то абсолютное безусловное, к которому стремится людское познание, которое оно ставит себе как цель. Т.е. идея разума у Канта имеет регулятивную функцию и побуждает рассудок к действию, однако – не более того.

И тут рождается неразрешимое противоречие:

  1. Чтобы иметь стимул к деятельности, рассудок, подталкиваемый разумом, стремится к абсолютному знанию.
  2. Однако эта цель для него недостижима, поэтому, в стремлении достичь ее, рассудок выходит за грань опыта.
  3. Но категории рассудка имеют законное применение только в пределах опыта.

В таких случаях рассудок впадает в заблуждение, тешит себя иллюзией, что может с помощью собственных категорий познать вещи вне опыта, сами по себе.

«Вещь в себе»

В пределах философской системы Канта «вещь в себе» выполняет четыре основных функции, чему соответствует четыре значения. Их суть кратко можно выразить так:

  1. Понятие «вещь в себе» указывает на то, что для человеческих представлений и ощущений есть некий внешний возбудитель. И в то же время «вещь в себе» - это символ непознанности объекта в мире явлений, в этом значении термин оказывается «предметом самим по себе».
  2. Понятие «вещь в себе» включает и всякий непознанный предмет в принципе: об этой вещи известно только то, что она есть, и в какой-то степени то, чем она не является.
  3. В то же время «вещь в себе» находится вне опыта и трансцендентальной сферы, и она включает в себя все, что есть в трансцендентальной области. В таком контексте к миру вещей причисляется все, что выходит за пределы субъекта.
  4. Последние значение идеалистическое. И согласно ему, «вещь в себе» - это некое царство идеалов, в принципе недосягаемых. И самое это царство тоже становится идеалом высшего синтеза, а «вещь в себе» становится объектом ценностной веры.

С методологической точки зрения эти значения неравнозначны: 2 последних готовят почву для трансцендентального толкования понятия. Но всех указанных значениях «вещь в себе» преломляет основные философские позиции.

И несмотря на то, что Иммануил Кант был близок к идеям Просвещения, в результате его труды оказались критикой именно просветительской концепции разума. Философы Просвещения были убеждены, что возможности человеческого познания безграничны, а значит, и возможности общественного прогресса, поскольку его считали продуктом развития науки. Кант же указал на пределы рассудка, отверг притязания науки на возможность познания вещей самих по себе и ограничил знание, дав место вере.

Кант считал, что вера в свободу человека, бессмертие души, бога – это основание, которое освящает требование к людям быть нравственными существами.