Сублимационная печать – способ, позволяющий произвести окрашивание светлых синтетических материалов. Благодаря ей цвета получаются яркими, устойчивыми к различным воздействиям. Техника относится к цифровым способам переноса изображения.

Родоначальником сублимационной печати считается француз Ноэль де Плассе. В 1957 году он обнаружил, что некоторые красители могут переходить из одного состояния в другое, минуя промежуточные этапы. Это происходит при температуре от 190 градусов.

Технология

В основе находится процесс, когда вещество из твердого состояния переходит в жидкое, минуя состояние газа. Происходит перенос красителя в нагретом состоянии на термобумагу. При работе с термопринтером краска испаряется, а изображение наносится с ленты, расположенной между термобумагой и нагревательным элементом устройства.

Сублимационная печать по свойствам напоминает струйную, но отличается тем, что отображается каждая точка на наносимой поверхности. За счет этого картинки или надписи получаются реалистичными и стабильными.

Процесс печати проходит в три этапа. Краска не наносится вся сразу. В некоторых более современных вариантах техники применяется и дополнительный четвертый слой. Это чаще происходит при печати фотографий и работе с твердыми поверхностями, что позволяет увеличить защиту изображения от прямого воздействия ультрафиолетовых лучей.

Термосублимация позволяет получить высокое качество снимков. Можно не бояться, что появятся такие недостатки, как полосность или раствость. Из-за отсутствия капель на изображении нет границ между чистым участком и окрашенным.

Преимущества и недостатки

Одним из достоинств является возможность выполнения тонких температурных настроек. Благодаря этому настраивается необходимая четкость и контрастность изображения, отображаются полутона.

К достоинствам относится:

  • простота при выполнении сублимационной печати;
  • декорирование любой продукции;
  • высокое качество изображения;
  • возможность воспроизводства любых по сложности рисунков.

Работа не занимает много времени. благодаря химическому составу красок и температурному воздействию во время печати увеличивается срок эксплуатации или хранения обработанного таким методом изделия.

К минусам относится высокая цена расходников и самих устройств. Последние чаще используются в типографиях, полиграфических компаниях. Применение устройства считается наиболее оправданным для мелкого и среднего предпринимательства. Еще одним недостатком является необходимость соблюдения определенного климата в помещении при выполнении работ. Кроме этого, высокое качество изображений достигается исключительно при использовании светлой тканой основы.

Виды сублимационной печати

Есть два основных типа:

  • прямая;
  • непрямая.

В первом случае краски смешиваются внутри оборудования, рисунок наносится на готовое изделие. Обычно прямой метод применяется для нанесения изображения на ткань. Хорошо таким способом делать флаги, шторы.

Прямая печать разделяется на мокрую и сухую. При мокрой рабочую поверхность обрабатывают полиэфирной грунтовкой. С использованием принтера после этого наносят изображение. Данная технология популярна при больших тиражах продукции. Сухой метод предполагает применение бумаги и лазерного принтера.

Непрямая называется термотрансфером. Технология предполагает две фазы. Сначала происходит печать зеркального изображения по силиконизированной бумаге для сублимации, потом – перенос рисунка с использованием термопресса и специальных чернил. Этот метод выполняется струйным, лазерным, офсетным и трафаретным способом.

Сфера применения и используемые материалы

Первоначально сублимационная печать применялась на синтетической ткани. Материал при нагреве «открывает поры». В этот момент проще всего нанести краску. Она будто вплавляется в ткань, позволяя получить очень стойкое изображение. Натуральные материалы таким свойством не обладают, поэтому для качественно проведенной работы в составе должно быть хотя бы 50% химии. Отличным вариантом для футболок является двухслойная ткань, состоящая из слоя полиамида и хлопка.

Технология позволяет переносить краску на любые поверхности:

  • деревянные;
  • пластиковые;
  • стеклянные;
  • керамические;
  • металлические.

Поскольку сублимационная краска взаимодействует исключительно с полимерными соединениями, перед нанесением на материал наносят специальный лак на акриловой основе. Самыми качественными получаются оттиски на текстиле из полиэфира или полиэстера.

Сфера применения

Чаще метод используется для нанесения рекламы или декоративного оформления сувенирных изделий. В качестве носителей могут выступать:

  • предметы одежды;
  • одеяла из флиса;
  • кружки;
  • тарелки;
  • пазлы;
  • плакаты;
  • бутылки и многое другое.

Для рекламных целей применяется специальная бумага и широкоформатный метод печати, позволяющий получать высококачественные баннеры.

Как выбрать оборудование для получения изображения высокого качества

Технология сублимационной печати настолько простая, что ее можно использовать в домашних условиях. Имея навык работы со специальными программами можно нанести картинку на футболки или кружки. Однако нужно быть готовым к тому, что принтеры отличаются внушительными размерами. Особенно те, которые работают с тканью. При выборе принтера внимание обращается на три параметра:

  • тип картинки;
  • предполагаемый тираж продукции;
  • формат и размер обрабатываемого материала.

Перенос картинки на промежуточный материал выполняется любым удобным способом, не предполагающим нагревание. Из-за этого термоструйный принтер не используется.

Полученный оттиск переносится с использованием термопресса. Можно купить устройства со стационарным или каландровым прижимом. Выбор зависит от частоты использования аппарата. Для широкоформатной рекламы применяются каландровые термопрессы.

Внимание уделяется и правильному выбору чернил. Для получения высокого качества продукции потребуется персональный цветовой профиль. Для этого при покупке специалисту сообщается, на каком принтере и с какими материалами будете работать.

Таким образом, сублимационная печать относится к новым технологиям. Популярность его увеличивается, как и область применения. В магазинах можно купить разнообразные принтеры, которые отличаются своей универсальностью или узкой направленностью.