Совет 1: Что такое нумизматика

Одно из самых популярных увлечений – это коллекционирование монет, и каждый человек, обладающий хотя бы небольшой такой коллекцией, гордо называет себя нумизматом. Однако слово «нумизматика» означает не только коллекционирование монет, но и вспомогательную историческую дисциплину, которая занимается изучением монетной чеканки и денежного обращения.
Что такое нумизматика

Выросла эта наука из обычного собирательства редких, красивых и просто необычных монет. Такой вид коллекционирования появился еще в Средние века. В частности, одним из самых знаменитых нумизматов Эпохи Возрождения считается поэт Петрарка.

Вскоре увлечение коллекционированием монет распространилось по всей Европе. Появились так называемые мюнцкабинеты, т.е. собрания монет, медалей, бумажных денег и других предметов, связанных с чеканкой и деньгами. Многие императорские дворы имели собственные мюнцкабинеты.

Поначалу коллекции монет никак не систематизировались. Первые труды, в которых объяснялись изображения и надписи на монетах, а также первые описи подобных коллекций стали появляться в XVII веке. Основоположником научного исследования в области нумизматики считается австрийский ученый и священник Эккель. В своем восьмитомном труде «Наука о древних монетах», изданном в Вене в конце XVIII века, он впервые применил принцип классификации античных монет по географическому признаку. С тех пор он считается общепризнанным.

С XIX века многие западноевропейские университеты включили нумизматику в список изучаемых предметов. Получила она статус отдельной научной дисциплины и в России. Являясь самостоятельной областью знания, нумизматика тем не менее находится в постоянном взаимодействии с такими дисциплинами, как геральдика, история искусств, этимология, мифология, генеалогия, иконография.

Наряду с развитием нумизматики как науки, находит широкое распространение и любительское коллекционирование монет и бон. В каждой стране это увлечение имеет свои особенности. Чаще всего нумизматы собирают отечественные монеты. В нашей стране это обусловлено в первую очередь многолетней изоляцией и малодоступностью иностранных монет.

Видео по теме

Совет 2: Что такое пруф

Термин «пруф» или по-английски proof определяет особенную технологию монетной чеканки, которую очень ценят нумизматы-профессионалы и считают характеристикой антиквариата лучшего качества. Именно для пруфа характерно зеркальное поле с контрастным матовым рельефом. А первые подобные экземпляры имеют английское происхождение.
Что такое пруф
Инструкция
1
В Англии пруфом называли монеты, которые были отчеканены самыми первыми ударами штемпелей. Тогда работники монетных дворов даже пытались добиться большего контраста между рельефом и полем монеты, «потравляя» штемпель в серной кислоте. После совершения данной процедуры металлические деньги также тщательно полировались, в результате чего и образовывался контраст матовости и зеркальности. Такие монеты считались очень красивыми еще в прежние века и в основном предназначались для подарка правящим монархам, а в настоящее время ценятся коллекционерами дороже золота.
2
Самым старым пруфом считается 20-шиллинговая монета броуд, которая была отчеканена еще в 1656 году, а также крона с портретом Оливера Кромвеля, датирующаяся 1658-м. Они не были включены в обычное денежное обращение и несколько отстают по своему качеству от более поздних пруфов. Так на кроне всегда заметна трещина штемпеля. В дальнейшем, уже при правлении Карла II, английский монетный двор был переведен на машинную чеканку, когда и стали выпускать также ценные антикварные «маунди мани» достоинством в 1, 2, 3 и 4 пенса, которые монарх раздавал простому люду по праздникам. Такое нововведение способствовало существенному увеличению качества выпускаемых пруфов.
3
У традиционного пруфа есть и свои разновидности. Это так называемый матовый пруф или matte proof, впервые выпущенный на том же Туманном Альбионе в 1902 году. Количество такой чеканки, приуроченной к памятной коронации Эдуарда VII – 11 монет номиналом от 1 и до 5 пенни. Его главное отличие от традиционного пруфа состоит в том, что не осуществляется полировка после потравления кислотой. Ценят коллекционеры и реверс-пруф, который, правда, более распространен, чем матовый.
4
Большая ценность пруфа объясняется и необходимостью бережного обращения с подобными монетами. Так буквально одним неосторожным движением можно просто разрушить всю ценность предмета. Поэтому неопытным коллекционерам не следует даже брать пруф в руки, а только наблюдать за красотой монеты, помещенной в специальную капсулу сразу после изготовления. Правильно держать настоящий пруф нужно исключительно за гурт монетки и только в специальных перчатках для нумизматов-профессионалов. Также запрещается прикасаться пальцами к зеркальному полю, так как деструктивные жиры на них могут буквально убить всю ценность монеты.

Совет 3: Что можно коллекционировать

Коллекционирование – популярное и занимательное хобби, предполагающее собирание, изучение, систематизирование объектов. Виды коллекций многообразны, коллекционировать можно абсолютно любые предметы.
Что можно коллекционировать

Что только не собирают! Всем известны виды коллекций: нумизматика и бонистика, филателия, фалеристика. Можно собирать картины, иконы, книги, дорогие вина. Темой коллекционирования могут стать слоны, считается, что слон – священное животное, приносящие в дом счастье. Когда-то было модно ставить на комод семь фарфоровых слоников, в эпоху НЭПа они стали символом мещанства. В наши дни немало людей, собирающих фигурки этих животных, а также фигурки лягушек - существует поверье, что лягушка в доме к богатству.

Предметом коллекционирования могут быть любые игрушки: куклы (плангонология), кошечки, медведи, игрушки из соленого теста, мягкие игрушки. Все большую популярность приобретает собирательство ангелов во всех видах.

 Страстью коллекционера могут стать автографы знаменитостей, свечи, театральные афиши, транспортные наклейки, фигурки нэцке. Распространены такие виды: кампанофилия (собирательство колокольчиков), филокартия (коллекционирование почтовых открыток), филумения (собирательство спичек, этикеток со спичечных коробков).

Есть и такой вид коллекционирования: эрринофилия (сбор и изучение непочтовых марок). Витрофилы собирают стеклянные изделия и изучают историю происхождения стекла. Один из самых популярных видов коллекционирования в мире – лепидоптерофилия – собирание бабочек. Это хобби известно с давних времен и долго было прерогативой богатых людей. Они могли путешествовать и пополнять свою коллекцию экзотическими экземплярами, привезенными из разных стран.

Мало кто знает, что собирание фантиков, которым часто увлекаются дети, имеет название филолидия. К этой теме относится коллекционирование упаковок. Сбор вкладышей от жевательной резинки (гумофилия) – увлекательное занятие, доступное как взрослым, так и детям.

 Коллекционеры увлеченные люди – они посвящают своему любимому предмету все время без остатка. Ради того, чтобы заполучить редкую вещь в свою экспозицию, они готовы осмотреть все сувенирные и антикварные лавки, объездить «блошиные» рынки.  

Совет 4: Почему монеты дорого стоят

Существует такое увлечение и наука – нумизматика. Одно из ее направлений – коллекционирование монет, собираемых по годам выпуска и монетным дворам, чеканящим их. Монеты в настоящее время стоят дорого, что обусловлено несколькими причинами.
Почему монеты дорого стоят
По самым грубым подсчетам только в нашей стране нумизматикой занимаются около 50 тысяч человек. Монеты выпускались во все времена в ограниченном количестве. Например, «Рубль Константина» 1825 года, которых в мире всего 6 штук, стоит порядка 550 тысяч долларов. Из более реальных монет дорогими являются 2 копейки 1925 года, монеты 1947 и 1958 года, все монеты 2003 года. За монеты 2003 года (1, 2, 5 рублей) в настоящее время дают от 5 до 15 тыс. рублей, причем, чем ниже номинал, тем выше их стоимость.Итак, причина высокой стоимости монет – их редкость. Монет, выпущенных в 2003 году, можно найти не более 3000 штук, причем в одних руках может находиться несколько экземпляров, что значительно сокращает рынок предложения. Если предположить, что один коллекционер скупит большинство монет, то цена оставшихся на рынке резко возрастет.Если и другие причины высокой стоимости металлических денег. Например, монета 1993 года достоинством в 10 рублей, выпущенная ленинградским монетным двором, достигает в цене 30-35 тыс. рублей. Но эта же монета может стоить на порядок дешевле. При оценке монеты, решающим фактором может оказаться сплав, из которого она изготовлена. Естественно, что золотые и серебряные монеты имеют наиболее высокую стоимость.На рыночную цену монеты влияет и ее физическое состояние. Существую две системы оценки физического состояния монеты. Первая предполагает семь степеней изношенности монеты, вторая – 70-балльную шкалу, по которой 70 баллов присваивается вновь отчеканенной монете, а 1 балл – монете, "убитой" временем или монете после непрофессиональной чистки. На такой монете, как правило, трудно различимы детали чеканки.Идеальная монета на языке коллекционеров называется Proof. Такие монеты полируются до блеска, и на них четко видны все мельчайшие детали рисунка.
Видео по теме

Совет 5: Что такое бонистика

В настоящее время существуют самые разные виды коллекционирования, в том числе и денежных знаков. Одним из них, посвященным собирательству бумажных купюр, является бонистика.
Что такое бонистика

Понятие бонистики

Бонистика – дисциплина, изучающая бумажные денежные знаки, которая наряду с нумизматикой позволяет познавать историю денежных знаков и бонов, вышедших из употребления, но при этом отражающих политическое и экономическое состояние страны в определенный период времени. Сегодня эти словом все чаще называют коллекционирование бумажных денег, в отличие от нумизматики, которая представляет собой собирание монет.

Издавна деньги и особенно банкноты притягивали к себе людей и вызывали желание подержать в руках сразу целую пачку. Несмотря на то что купюры являются обычной цветной бумагой, при желании их можно обратить в вещи, соответствующие денежному номиналу. Это символ богатства, власти и просто средство, открывающее путь к новым возможностям.

История бонистики

Считается, что собирать бумажные деньги впервые начали в Китае, как только они появились там впервые. Однако стабильным коллекционирование банкнот можно назвать лишь с конца 1940-х годов, когда начал уходить послевоенный финансовый кризис. Наконец, в 1970-е бонистика обрела статус самостоятельной дисциплины.

На самом деле, первые ассигнации в Российской империи собирали уже с 1769 года. Первым известным коллекционером–бонистом стал князь Г.А. Потемкин. В 20-х годах прошлого века, после образования СССР, бонистика продолжила развитие. В стране в это время существовало большое количество всевозможных денежных знаков, выпущенных в периоды правления аппарата Российской империи, временного правительства, Советской власти, а также местной и региональной властью различных городов и регионов. Причастность к этому процессу была даже у частных компаний.

Бонистика является довольно многоплановым явлением, и данная область положила начало даже неожиданным ответвлениям. К примеру, существует так называемая железнодорожная бонистика, которая посвящена изучению и коллекционированию денежных знаков с изображениями, относящимися к железной дороге. Известным экспонатом в подобных коллекция является российская пятитысячная купюра с изображенным на ней железнодорожным мостом через реку Амур, выпущенная в 2006 году.

В настоящее время в мире выпускается достаточно много литературных изданий для бонистов. Также бонистике посвящены всевозможные интернет–ресурсы, а онлайн-аукционы всегда готовы предложить лоты в виде денег старого образца. Таким образом, начать собирать собственную коллекцию сейчас можно без всякого труда.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500