Виды и порядок назначения пенсии по случаю потери кормильца

Существует особый порядок назначения и начисления пенсионных выплат при потере кормильца, поэтому после смерти родственника остальные члены семьи должны ознакомиться с действующей редакцией Федерального закона № 400, в котором указаны особенности получения помощи от государства. В частности, выделяют три вида пенсии по потере кормильца: социальную, государственную и страховую (трудовую).

Социальная пенсия по потере кормильца является основной дотацией, на которую могут рассчитывать следующие категории граждан:

  • несовершеннолетние и недееспособные дети, которым умерший являлся родителем, дедушкой/бабушкой либо братом/сестрой (его ближайшие родственники);
  • ближайшие родственники умершего в возрасте до 23 лет, обучающиеся на очном отделении в ВУЗе либо среднеспециальном учебном заведении;
  • ближайшие родственники скончавшегося, которые достигли пенсионного возраста.
  • близкие родственники, имеющие степень инвалидности;
  • родственники умершего, являющиеся нетрудоспособными и потерявшие доход в связи с кончиной кормильца.

Государственная пенсия по потере кормильца назначается в том случае, если погибший являлся военнослужащим либо принимал участие в устранении аварий техногенного или радиационного характера (например, аварии на Чернобыльской АЭС). Что касается страховой пенсии, она назначается только в том случае, если умерший был ранее зарегистрирован в ОПС РФ (имеется соответствующее свидетельство с личным номером) и состоял официально трудоустроенным хотя бы один день.

Как оформить пенсию по потере кормильца

Чтобы положенные дотации выплачивались родственникам умершего, они должны в обязательном порядке подать соответствующую заявку в местное отделение Пенсионного фонда. Нужно будет предоставить перечень определенных документов, куда входят копии паспорта и СНИЛС умершего и лиц, претендующих на получение пенсии. Также понадобится свидетельство о смерти (кормильца) либо признании гражданина пропавшим без вести по решению суда. Для подтверждения трудового статуса погибшего потребуются военный билет, копии трудовых договоров, выписки из лицевых счетов, справки со с места работы и прочие имеющиеся документы.

После рассмотрения всех предоставленных бумаг Пенсионный фонд выносит решение о том, какие виды пенсии и каким родственникам погибшего либо пропавшего без вести человека полагаются, а также устанавливает их размер. Решение это неоспоримо и немедленно вступает в законную силу. Деньги должны быть переведены, начиная со следующего за вынесением решения месяца.

Как пожаловаться на Пенсионный фонд

Если Пенсионный фонд без объяснения причин прекратил перечислять любые положенные виды пенсии по потере кормильца, необходимо составить жалобу на руководителя Управления ПФР. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Если за этим не последовало ответа, либо решение руководства организации вас не устроило, следует обратиться в прокуратуру или суд.

Правильнее всего в дальнейшем будет обратиться в прокуратуру, составив новую жалобу на Управление ПФР и как можно подробнее указав в ней, какие нарушения допустила организация. На основании полученного обращения прокуратура должна будет выполнить проверку. При выявлении нарушений именно орган надзора возьмет на себя обязанность по их устранению. Наконец, можно обратиться в мировой или арбитражный суд, подав иск о допущенных нарушениях. Если Пенсионный фонд действительно производил незаконные действия по отношению к одному или нескольким гражданам, он будет обязан возместить понесенные ими убытки.