На основе этого в психологии выделили разные типы семейного воспитания. Конечно, элементы каждого из них варьируются от семьи к семье, а иногда отец и мать даже в пределах одной семьи воспитывают детей по-разному. Но основные составляющие этих типов все же можно выделить.

Авторитетный. Его еще иногда называют демократическим, и он считается одним из лучших воспитательных стилей. В данном случае родители достаточно тепло и эмоционально относятся к своим детям. И несмотря на то, что уровень контроля и запретов довольно высок, родители готовы обсуждать сложные ситуации с детьми и учитывать возрастные особенности и возможности ребенка. При авторитетном типе воспитания в семье формируются достаточно доверительные отношения. Дети не боятся обратиться за советом или проявить свои чувства.

Авторитарный. Основными методами воспитания здесь становятся контроль и давление. Родитель всегда лучше знает, что нужно его ребенку и не готов идти на уступки. Самостоятельность ребенка не поддерживается. Не всегда объясняются причины требований, и строго наказывается их невыполнение. При авторитарном типе воспитания не может идти речи о доверии между родителем и ребенком. Дети, как правило, боятся говорить о своих переживаниях, научаются держать свое мнение при себе. Впоследствии это приводит либо к повышенной агрессии, либо, напротив, к зависимому поведению.

Либеральный. К детям относятся тепло и эмоционально, но уровень контроля очень низкий. Детям все позволено и их за все прощают. Как правило, не бывает никаких наказаний. Требований и правил тоже никто к таким детям не применяет. Не каждому ребенку и не в каждом возрасте такая свобода и самостоятельность по плечу. Пока человек не научился принимать взвешенные решения и нести за них ответственность, это может сыграть злую шутку. Вседозволенность, неумение и нежелание уважать других людей – вот самое малое, что возможно получить при таком отношении к ребенку.

Индифферентный (попустительский). При таком же низком уровне контроля, как выше, здесь мы еще имеем дело и с полным отсутствием интереса к ребенку. Жизнь и дела родителя на первом месте, а ребенка вроде бы и совсем не существует. «Пусть сам разбирается со своими проблемами, мне некогда». При попустительском типе воспитания между родителями и детьми не возникает так же и эмоциональной связи. Отсутствие и контроля, и любви одновременно самым тяжелым образом может отразиться в подростковом возрасте. Такие подростки более остальных склонны попадать в дурные компании. Но и во взрослом возрасте им трудно найти семью, научиться кому-нибудь доверять и нести ответственность за свою жизнь.