Психологи различают 4 основные стиля воспитания. 

Авторитарному стилю свойственна категоричность требований и неуступчивость даже в мелочах. От ребенка требуется безоговорочное послушание. Его собственные желания и интересы в расчет не принимаются. Малыша почти никогда не хвалят, зато постоянно ругают.

В зависимости от природных задатков, дети реагируют на такую диктатуру по-разному: если у ребенка от природы сильный характер, он с малых лет начинает бунтовать, что проявляется в постоянных капризах. В подростковом возрасте такие дети делаются агрессивными, грубыми. Ребенок с мягким характером замыкается в себе, старается обращать на себя как можно меньше внимания, превращается в безвольную, серую личность. 

Либеральный стиль прямо противоположен авторитарному. Здесь ребенок – центр мироздания, вокруг которого вращается вся семейная жизнь. Все его капризы выполняются немедленно. Дети, воспитанные таким образом, непослушны, агрессивны, не приспособлены к жизни. Они не могут ужиться в детском коллективе, им в тягость строгие школьные требования и дисциплина. Как правило, это негативно отражается на учебе: даже если ребенок еще до школы прекрасно умел читать и писать, у него появляются плохие отметки, основная причина которых – постоянное ощущение дискомфорта.

Индифферентный стиль – это, собственно, отсутствие любого воспитания. Взрослые вообще не занимаются ребенком, сведя свои функции лишь к удовлетворению его физиологических потребностей. С малых лет ребенок вынужден сам решать свои проблемы и искать ответы на собственные вопросы. Родительскую любовь и внимание такой ребенок зачастую получает в денежном выражении. При таких отношениях, между родителями и ребенком нет эмоциональной связи, ребенок чувствует себя одиноким, вырастая, делается недоверчивым и подозрительным. 

Демократический стиль считается наиболее приемлемым. Родители поощряют самостоятельность ребенка, уважают его мнение, но, в то же время, требуют и соблюдения определенных правил. В основе отношений лежит сотрудничество. Взрослые и дети объединены общими целями и задачами. Ребенок, по мере своих сил сам решает возникающие проблемы, но знает, что рядом всегда есть люди, которые его любят и придут ему на помощь.