Позиции восприятия — это точки зрения человека на коммуникативную ситуацию. Суть трёхпозиционного восприятия заключается в необходимости рассмотрения ситуации под другим углом, а точнее с 3 разных позиций: «Я», «Другой», «Наблюдатель». Осознание этих позиций поможет избегать конфликтных ситуаций и сделать коммуникацию более эффективной.

Первая позиция: «Я». Это позиция, которая основывается на собственных чувствах и переживаниях. Ощущения и мнения других людей не учитываются. Человек, который участвует в коммуникации только с этой позиции, обладает такой чертой характера как эгоцентризм. Тем не менее, эта позиция необходима, чтобы не забывать о своих собственных целях и взглядах на жизнь.

Вторая позиция:«Другой». Коммуникация воспринимается с точки зрения собеседника, то есть человек ставит себя на место другого. Принятие второй позиции позволяет учитывать интересы и чувства окружающих. Человек, постоянно думающий только от лица собеседника, подвержен манипуляциям и может пренебрегать своими принципами ради других. Но адекватно и в меру учитывать состояние собеседника очень важно.

Третья позиция: «Наблюдатель». Полное отстранение от первых двух позиций. Диалог воспринимается со стороны совершенно незнакомого человека. Чувства и эмоции опускаются. Это наиболее трезвая и рассудительная позиция, но пользуясь только ей, человек рискует выглядеть бесчувственным и черствым.

В теории НЛП выделяют ещё две дополнительные позиции:

Четвёртая позиция: взгляд на ситуацию с точки зрения участника группы. Под группой понимаются два или более человек, от пары до крупной фирмы. Коммуникация и взгляд на неё максимально учитывают интересы группы.

Пятая позиция: взгляд на ситуацию с точки зрения всеобщего блага. Учитывается значимость позитивного вклада в мир и жизни других людей.

Каждая из описанных позиций очень важна и играет значительную роль в коммуникации. Мы неосознанно применяем их в повседневной жизни, но полезно научиться использовать их осознанно, например, для развития навыка эмпатии и разрешения конфликтов.