Мы рассматривали ошибочное действие как само собой разумеющееся проявление определенного намерения, желания. На примере оговорок и описок человек показывает скрытые мотивы действий. Когда говорится противоположное тому, что необходимо сказать, то ошибка доказывает противоположные желания оратора. Существуют оговорки, выражающие не полное отрицание, а частичное. Например: не склонен или не способен. Человек не склонен / не способен оценить что-либо. «Не склонен» – способен, но не мотивирован, а «не способен» – не имеющий возможности совершить действие. Слова вроде бы схожи по смыслу, но при разборе мы понимаем, что они почти противоположны. 

Есть оговорки, которые прибавляют дополнительный смысл к высказыванию. Например: "Я хочу пирожное и вон тот шоколадный торт, и еще кофе со сливками и хрустящий багет, покупаю всё! Если оплатит муж..." Женщина прибавила три слова, которые несут скрытый смысл, что в семье деньгами, скорее всего, распоряжается муж. Для психоаналитика это первая и существенная зацепка. 

Но что же это за намерения, которые порождают ошибочные действия? Если рассматривать подробно, то их можно разделить на две группы: психофизиологические и сознательные. Психофизиологические – это мотивы, связанные с болезнями психического и физиологического характера, которые каким-то образом могут влиять на мышление. Сознательные – это мотивы, связанные с желаниями, стремлениями, которые хаотично рождаются в нашем сознании, быстро загораются и погасают. Иной раз мы не хотим чего-то, и слова отражают это желание лучше всего. Родитель, который мог бы пойти домой после рабочего дня, сидит на школьном собрании и на все вопросы учителя отвечает так, что чуть ли не в каждом предложении он говорит о том, что "дома ребенок совсем другой". И слово "дом" он употребляет чаще, чем того требовалось. 

Чтобы выявить вид мотива, достаточно переспросить пациента о совершенной ошибке. Если он исправится и скажет, что имел ввиду, то психоаналитику станет понятен скрытый мотив. Если он не сможет объяснить причину ошибочного действия, то намерение психофизиологического характера. 

Толковать ошибочные действия поможет гипотеза, которую психоаналитик строит до ошибочного действия или после. Некоторые действия приводят к ошибке, которая и подтверждает гипотезу. Когда пациент совершает ошибочное действие, то психоаналитик предполагает, что за мотив скрывается за ней; составляет вопросы, которые помогут подтвердить предположение. И в большинстве случаев врач выяснит мотив, которым руководствовалось сознание клиента в этот момент. Главное – заметить ошибку и вовремя сконцентрироваться на ней не только врачу, но и пациенту.